Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Валентин Распутин

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ВАЛЕНТИН РАСПУТИН

(род. 1937)

Биография писателя

Валентин Распутин – яркий представитель «дере¬венской прозы» – одного из ведущих явлений совре¬менной литературы. В его творчестве нашла отражение острейшая проблема конца XX века: разрушение при¬роды и нравственности под воздействием цивилизации. Противостояние национальных традиций духовности и воинствующего цинизма воплотилось в образной и язы¬ковой системе произведений писателя.

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 го¬ду в с. Усть-Уда Ир¬кут¬с¬кой области. В 1959 году окончил Иркутский университет. Работал кор¬рес¬пон¬дентом в местных газетах Сибири. Корреспондентские впечатления наш¬ли отражение в его первых книгах рассказов и очерков.

Известность Распутину принесла повесть «Деньги для Марии», сюжет ко¬то¬рой (поиски денег для довер¬чивой и не искушенной в бухгалтерских делах про¬давщицы сельской лавки, обвиненной в растрате) по¬зволил писателю пси¬хо¬логически глубоко раскрыть характеры самых разных людей, показать как нрав¬ст¬венные вершины, так и глубины человеческого падения. Написанные затем повести «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) закрепили за ним славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы.

В начале 80-х годов Распутин создал цикл расска¬зов («Век живи – век люби», «Что передать вороне?», «Наташа» и др.). в которых отошел от дере¬вен¬ской тематики, хотя и остался верен нравственной проблематике. Ре¬зуль¬татом наблюдений над далеко не лучшими изменениями в жизни деревни и нрав¬ст¬венности людей стала публицистическая повесть «По¬жар» (1985).

В последние годы В. Распутин посвятил себя реше¬нию актуальных проб¬лем современности: экологиче¬ских, нравственных, литературно-организа¬ци¬он¬ных. Увидели свет его очерки и статьи на эти темы, а так¬же главы пуб¬ли¬цистической книги «Сибирь, Си¬бирь...».

Художественный мир писателя

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют «го¬род¬ской прозе». И действие у него почти всегда происходит в деревне, и глав¬ные ге¬рои (точнее, героини) в большинстве случаев – «ста¬ринные ста¬рухи», и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни.

Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедли¬во заметил, что между «городским» Ю. Трифоновым и «деревенским» В. Распутиным при всем их раз¬личии много общего. Оба взыскуют высокой нравст¬венности человека, обоих интересует место личнос¬ти в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жиз¬ни на современную и будущую, оба не приемлют ин¬дивидуалистов, «железных» суперменов и бесхарак¬терных конформистов, забывших о высшем назначе¬нии человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя и делают это по-разному.

Сюжет каждой повести В. Распутина связан с ис¬пытанием, выбором, смертью. В «Последнем сроке» говорится о предсмертных днях старухи Анны и о со¬бравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь самой старухи. В «Живи и помни» действие переносится в 1945 год, когда так не хоте¬лось умереть на фронте герою повести Андрею Гусько-ву, и он дезертировал. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в еще большей сте¬пени – перед его женой Настеной. В «Прощании с Матерой» описываются затопление для нужд ГЭС ост¬рова, на котором расположена старая сибирская де¬ревня, и последние дни стариков и старух, оставших¬ся на нем. В этих условиях обостряется вопрос о смыс¬ле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Во всех трех повестях В. Распутин создает образы русских женщин, но¬си¬тель¬ниц нравственных ценнос¬тей народа, его философского мироощущения, ли¬те¬ратурных преемниц шолоховской Ильиничны и сол-женицынской Мат¬рены, развивающих и обогащаю¬щих образ сельской праведницы. Всем им при¬суще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным.

Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писа¬теля противостоят те, кого, ис¬пользуя выражение из «Прощания с Матерой», мож¬но назвать «обсевками».

Пристально вглядываясь в противоречия современ¬ного мира, Распутин, подобно другим писателям-«де¬ревенщикам», видит истоки бездуховности в социаль¬ной действительности (человека лишили чувства хо¬зяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъяв¬ляет высо¬кие требования к самой личности. Для него неприем¬лемы индиви¬дуа¬лизм, пренебрежение такими народ¬ными национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэти¬чес¬кой манере.

От повести к повести усиливается в распутинском творчестве трагизм автор¬ского мировосприятия.

И все же писатель верит в духовное здоровье рус¬ского народа, передавая свою веру в образах-символах (солнца, царского лиственя, таинственного зверька).

Начатое еще в солженицынском «Матренином дво¬ре» противопос¬тав¬ление сочного народного языка без¬духовной казенной речи последовательно проводится во всех произведениях В. Распутина. Его любимые персонажи говорят живым образным языком, не ли¬шенным и диалектных слов. В кульми¬на¬ци¬онных сце¬нах их речь становится афористичной, близкой к по¬словицам и пого¬воркам, воплощающим в себе народ¬ную мудрость.

Позднее творчество писателя претерпело некото¬рые стилевые изменения. В не¬больших рассказах «Век живи – век люби» и «Что передать вороне?» пи¬сатель, развивая уже освоенные им психологические и символические худо¬жес¬т¬венные приемы, одновре¬менно преодолевает границы сугубого жизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, го¬ворит о таинстве бытия чело¬века, о связи самых раз¬личных явлений с законами Космоса, о стремлении чело¬века выйти за пределы обычной жизни и о его от¬ветственности за духовное и физическое падение.

С другой стороны, в рассказах «Век живи – век люби», «Не могу-у» и осо¬бенно в повести «Пожар» превалирует публицистический пафос. Вместе с тем глав¬ный герой повести шофер Иван Петрович Егоров не является лишь ру¬по¬ром авторских идей. Это впол¬не распутинский персонаж: человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Пожар помог ему прео¬долеть нравственную усталость, отбросить малодушную мысль об отъезде. И здесь автор, оставляя финал повести открытым, тем не менее дает понять чита¬телю, что жизнь не оконче¬на, что его герой вышел из обрушившегося на него ис¬пытания более закаленным, что он еще поборется.

В «Прощании с Матерой» с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для В. Распутина русская идея соборности, слиянности человека с миром, Все¬лен¬ной, родом.

Вновь перед нами «старинные старухи» с типичны¬ми русскими именами и фами¬лиями: Дарья Васильев¬на Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделя¬ется имя еще одной старухи – Аксиньи (быть может, дань уважения героине «Тихого Дона»), Наи¬более ко¬лоритному персонажу, похожему на лешего, дано по¬лусимволическое имя Богодул. У всех героев за пле¬чами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. «Греть и греться» – эти слова старухи Симы в разных вариантах повторяют все любимые герои писателя.

В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Один из смысловых центров повести – сцена сенокоса в одиннадцатой главе. Распу¬тин подчеркивает, что главное для людей не сама ра¬бота, а благостное ощу¬щение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно под¬метил отличие жизни материнцев от суетной деятель¬ности строи¬те¬лей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: «Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде как работаете для жизни». Работа для любимых персонажей писателя не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и – шире – всего человеческого племени. Вот почему не умел бе¬речься, а работал на износ отец Дарьи, вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поко¬ле¬ний пред¬ков, «строй, которому нет конца», не может смирить¬ся, что их могилы уйдут под воду – и она окажется одна: порвется цепь времен.

Именно поэтому для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи – не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. Дважды рас¬скажет Распутин, как прощаются с домом, с веща¬ми сначала Настасья, а потом Дарья. Двадцатая глава повести, в которой Дарья через силу белит свой уже обреченный назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, – точное отра¬жение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает ду¬хов¬ное облегчение и примирение с неизбежностью), обмыва¬ния покойника, отпевания и погребения.

«Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы». Именно эта мысль, вложенная писа¬телем в монолог загадочного зверька, символизирую¬щего хозяина острова, руководит поведением старух и Вогодула. Все они осознают себя ответственными пе¬ред ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку «на подержание»: ее надо бе¬речь, сохранить для потомков.

Распутин находит очень точную метафору для вы¬ражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жиз¬ни: род – это нитка с узелками. Одни узелки распус¬каются, умирают, а на другом конце завязываются новые. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие на смену. Вот почему Дарья Пинигина все время размышляет о смыс¬ле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андре¬ем; задает вопросы умершим.

В этих спорах, размышлениях и даже в обвинени¬ях – и праведная

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»