Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Василий Денисов в романе Война и мир

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Среди героев «Войны и мира» есть исторические, реально существовавшие лица: Кутузов, Наполеон, Алек¬сандр I, Багратион, Вейротер... Толстой рисует каждого из них так, как он видит,— иногда вовсе необъективно; например, Наполеон, конечно, был на самом деле не таким, как его изобразил Толстой.

Многих героев романа писатель выдумал, но что зна¬чит — выдумал? В старом князе Болконском, в Андрее и Пьере, в Наташе, в князе Василии и Долохове соединились черты многих людей, которых знал Толстой. Считается, что Николай Ильич Ростов и Марья Ни¬колаевна Болконская в какой-то мере списаны с родителей Толстого, но это не точные портреты, и многое в Ни¬колае и княжне Марье вовсе не похоже на отца и мать писателя.

Только у одного человека в романе есть вполне опре¬деленный прототип — у Денисова. Он «списан» с извест¬ного поэта-партизана, героя войны 1812 года Дениса Давыдова. Даже именем подчеркнута связь между лите¬ратурным героем и живым человеком: Давыдова звали Денис Васильевич, у Толстого в романе — Василий Де¬нисов.

Но, описывая в четвертом томе партизанскую войну, Толстой упомянет никак не связанную с Денисовым деятельность Дениса Давыдова — и этим как бы отделит его от героя романа.

И, кроме того, так ли уж важно нам, читающим роман сегодня, какого живого человека имел в виду Толстой? Люди, описанные в романе, так ясно живут в нашем воображении, что князь Андрей оказывается бо¬лее знакомым и более живым, чем, например, реально существовавшие декабристы Батеньков или Фонвизин, и Пьер ближе мне, чем, скажем, Сергей Григорьевич Волконский, и жен декабристов я понимаю через Ната¬шу... Поэтому мы будем говорить о Василии Денисове — таком, каким видим его в романе, не пытаясь сравнивать его с прототипом и решать, что Толстой взял из жизни, а что выдумал.

«Денисов был маленький человечек с красным лицом, блестящими черными глазами, черными взлохмаченными усами и волосами».

Лихой кавалерист, рубака, азартный игрок и мастер выпить, он в то же время романтически влюблен в жен¬щину, именуемую «она», и рассказывает Ростову в самых возвышенных выражениях: «Ей пишу... Мы спим, пока не любим. Мы дети праха... а полюбил — и ты бог, ты чист, как в первый день созданья...»

Для Ростова Денисов — образец, идеал настоящего мужчины: храбрый, отчаянный человечек с открытой ду¬шой. В бою он «чертом» вертится под пулями на своем лихом скакуне; денег у него никогда нет — он их про¬пивает и проигрывает, но когда Телянин украл его коше¬лек, Денисов готов последним пожертвовать, лишь бы сохранить честь полка.

После Аустерлица Денисов вместе с Ростовым едет в отпуск в Москву — по дороге, конечно, напивается и, еле-еле продрав глаза, присутствует при встрече Нико¬лая с родными. Когда вошла старая графиня и припала лицом к груди сына, «Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза».

В отличие от Долохова он — хороший человек. Просто хороший человек, добрый и умеющий чувствовать, умею¬щий думать о других людях. Поэтому во время дуэли, где он был секундантом Долохова, он, не выдержав, крикнул Пьеру: «Закройтесь!», поэтому медлил, пытаясь оттянуть начало дуэли.

Встретив Денисова на войне, мы видим его глазами Ростова — любуемся его отвагой; скрепя сердце, согла¬шаемся с его заботой о чести полка. Но мы еще не знаем этого смелого и чистого человека; он откроется перед нами в Москве, когда ни с того ни с сего, так же отчаянно, как он скакал в бой, вдруг сделает предло¬жение Наташе.

Сам перед собой и перед всеми людьми он делает вид, что шутливо ухаживает за молоденькой девочкой, и не понимает, что девочка эта всерьез завладела его мыслями. Вот он с Ростовым на детском бале покро¬вительственно оглядывает танцующих:

«— Как она мила, красавица будет,— сказал Де¬нисов.

— Кто?

— Графиня Наташа,— отвечал Денисов.

— И как она танцует, какая грация! — помолчав не¬

много, опять сказал он.

— Да про кого ты говоришь?

— Про сестру про твою, — сердито крикнул Дени¬сов».

Толстой несколько раз замечает, что Денисов востор¬гался пением Наташи, «восторженными глазами смотрел на нее», «весь бал не отходил от нее» после того, как Наташа уговорила его танцевать мазурку.

«Только на коне и в мазурке не видно было ма¬ленького роста Денисова, и он представлялся тем самым молодцом, каким он сам себя чувствовал». А мы всегда видим его молодцом — и потому нестерпимо жал¬ко его, когда он — вероятно, неожиданно сам для себя — делает Наташе предложение.

Мать Наташи, старая графиня, не поверила своим ушам.

«— Наташа, полно, глупости! — сказала она, еще на¬деясь, что это была шутка.

— Ну вот, глупости! Я вам дело говорю, — сердито

сказала Наташа. — Я пришла спросить, что делать, а вы

мне говорите: «глупости»...

Графиня пожала плечами.

— Ежели правда, что мосье Денисов сделал тебе

предложение, хотя это смешно, то скажи ему, что он

дурак, вот и все.

— Нет, он не дурак, — обиженно и серьезно сказала

Наташа».

Графиня права в своем возмущении, «что осмели¬лись смотреть, как на большую, на ее маленькую На¬ташу». Но напрасно она так насмешливо говорит о Де¬нисове: «мосье», напрасно называет его дураком; Наташа сердцем понимает Денисова лучше, чем ее мать. Этот отчаянный человек ищет и ждет чистой любви так же нетерпеливо, как наглый Долохов. Все его романтиче¬ские влюбленности — только поиски, только ожидание на¬стоящей любви. И вот он встретил девушку, о которой мечтал, но она — еще ребенок; за что ему, такому храб¬рому и доброму, выпало это тяжкое испытание?

Это поймет позже князь Андрей: встретясь с Денисо¬вым уже после разрыва с Наташей, он, гордый и рев¬нивый князь Болконский, с нежностью вспомнит расска¬зы Наташи об этом хорошем человеке, о его любви к ней; и не боль, не злобу вызовет у него мысль, что они с Денисовым любили одну женщину, но грустное сожаление.

А впереди у Денисова еще много печалей, именно потому, что он добр и честен. Он торопится в полк — зачем ему теперь оставаться в Москве. Он торопится в полк — там он нужен, там его любят, там его место. Но в полку многое изменилось.

За то время, что Денисов был в отпуске, Наполеон успел вступить в войну с Пруссией, разбить за несколь¬ко дней прусскую армию и двинуть свои войска на¬встречу русским. Положение русских войск было ужасно прежде всего потому, что они стояли в разоренных дотла немецких дерев¬нях.

«Павлоградский полк в делах поте¬рял только двух раненых; но от голоду и болезней потерял почти половину людей».

Вернувшись в полк и увидев, что солдаты голодают, Денисов отправил¬ся на дорогу и попросту силой от¬бил у пехотинцев обоз с провиан¬том. Этот его поступок имел самые серьезные последствия, потому что в провиантском ведомстве, куда Денисова послали объяс¬няться, он увидел... Телянина! Вот когда оказалось, что напрасно офицеры Павлоградского полка пощадили Теля¬нина — он-то не даст Денисову пощады.

Но прямой и честный Денисов не в состоянии понять всего, что с ним произошло. Он же взял провиант, «чтобы кормить своих солдат», а Телянин сидит в провиантском ведомстве, «чтобы класть в карман»! Не сдержавшись, Денисов избил Телянина — теперь ему грозит суд «за разбой».

По законам офицерской чести Денисов прав, и то¬варищи его понимают это. Но по законам бюрократи¬ческой машины он виноват; в полк приходят бумаги, запросы — и Денисов, скрепя сердце, решается поехать с легкой раной в госпиталь, чтобы избегнуть необходи¬мости являться к начальству.

Сцена в госпитале, куда Ростов приехал проведать Денисова, очень грустна. Не случайно здесь же оказы¬вается потерявший руку капитан Тушин — мы помним, как в глазах Багратиона Жерков оказался более надеж¬ным офицером, чем Тушин. И теперь он смотрит своими большими грустными глазами на Денисова, опасаясь за него.

Денисов еще ничего не понимает и не хочет просить о помиловании: «Ежели бы я был разбойник, я бы про¬сил милости, а то я сужусь за то, что вывожу на чистую воду разбойников. Пускай судят, я никого не боюсь; я честно служил царю и отечеству и не крал!»

Но Денисов уже не тот, что прежде. Судебное дело подкосило его — он уже не спрашивает Ростова о това¬рищах, о делах полка; его интересует только тяжба с провиантским ведомством. Сломили Денисова. И, самое обидное, не враги сломили, не в бою, а свои же. И еще товарищи уговаривают, чтобы он перестал бороться за справедливость, написал царю прошение о помиловании.

«— Видно, плетью обуха не перешибешь,— сказал он, подавая Ростову большой конверт. Это была просьба на имя государя... в которой Денисов, ничего не упоминая о винах провиантского ведомства, просил только о по¬миловании.

— Передай, видно...— Он не договорил и улыбнулся болезненно-фальшивой улыбкой».

Но и это не помогло. Царь отклонил прошение.

Теперь он на долгие годы — опальный, мрачный не¬удачник. До сих пор жизнь представлялась ему ясной: будь честен и храбр — и ты заслужишь уважение и почет. Все оказалось совсем не так просто. Никто не вспомнил его заслуг, его храбрости — Телянин победил, а он осужден.

Несчастная любовь к Наташе тоже сыграла свою роль в глубоком отчаянии Денисова. Оказалось: можно чисто и преданно полюбить девушку, но этого еще недоста¬точно, чтобы она тоже тебя полюбила.

Главное же, что сломило Денисова,— несправедли¬вость того мира, в котором еще недавно все было просто и ясно.

И все-таки Денисов останется верен тому нравствен¬ному идеалу, о котором мечтал с юности. В 1812 году он забудет свои обиды,

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»