Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Есенин

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Р Е Ф Е Р А Т

Тема: «Судьба и личность С. Есенина»

Работу выполнила

учащиеся XI В

Шгиназии Л.

Казанчиян Э.

Руководитель

учитель литературы

Грушевская О.И.

г. Ставрополь 2003 г.

Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин. Есенин отличается такой силой искренности и непосредственности чувств, такой напряженностью нравственных поисков и такой чисто человеческой неповторимостью, что говорить о его сложном и противоречивом творчестве совершенно невозможно без учета его биографии, его жизненного пути. Особенно важное значение для понимания мировоззрения и поэтического мышления поэта имеют те условия, в которых формировалась его творческая личность.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября (21 сентября) 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии в крестьянской семье. Воспитывался он у деда по материнской линии. Есенин с любовью вспоминал об этом суровом, но добром к нему к нему человеке «умудренном книжностью», который в зимние вечера пел ему старинные песни, «рассказывал библию и священную историю». Запомнилась и поэту бабка, знавшая множество сказок, «которые слушают и знают все крестианские дети». «Детство прошло среди полей и степей». «В детстве Я рос, дыша атмосферой народной жизни » - писал о себе поэт.

После окончания четырехгодичного сельского училища его отдают в Спас-Клепиковскую школу, готовившую учителей церковно-приходских школ; дед мечтал об учительской карьере внука. Есенин вынес из школы «крепкое знание церковно-славянского языка».Уже в эти годы (1910-1912) начало проявляться яркое поэтическое дарование юноши, обозначилась одна из ведущих тем его творчества – тема родного края, русской природы («Хороша была Танюша краше, не было в селе», «выткался на озере алый свет зори» и др.).

После окончания Спас-Клепиковской школы весной 1912 г. Есенин отправился в Москву к отцу, который, переехав из деревни, к этому времени стал приказчиком у одного из замоскворецких купцов. Так началась Московская жизнь Есенина.

Нравственные поиски и стремление к поэтическому творчеству приводят Есенина в «Суриковский кружок». В программе кружка говорилось «Суриковский кружок смотрит на себя не только как на кружок писателей из простого народа, а как на кружок, около которого объединяются и воспитываются духовно народная интеллигенция, вышедшая из народа и порвавшая с ним связи».

Пребывание Есенина в «Суриковском кружке» расширило его представление о жизни, вызвало новые интересы, углубило их демократическую направленность. Однако вскоре, почувствовав ограниченность этой среды, Есенин стремится продолжить свое образование и поступает в Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского, благотворителя, который ставил своей целью сделать высшее образование доступным для широких демократических слоев. Полтора года Есенин обучается на историко-философском отделении, в программу которого входили такие предметы, как политическая экономия, теория права, история новой философии, общая история. Одновременно растет его поэтическая активность, в журналах все чаще появляются стихи, главным образом о русской природе («Береза», «Черемуха», «Проша» и др.)

Новый этап развития Есенина связан с петроградским периодом жизни. Весной 1915 г. Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока, читает ему свои стихи. Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина; позже он писал, что Блок научил его «Лиричности». В одном из своих писем Блок назвал Есенина «талантливым крестьянским поэтом».

Есенину было двадцать лет, когда появилась первая книга стихов, как бы подводившая итого ранним его поискам, - сборник «Радуница». Он вышел в начале 1916 года. Слово «радуница» взято из религиозного лексикона. С этим названием связаны многие стихи книги, навеянные религиозными представлениями и поверьями, хорошо знакомыми Есенину еще по рассказам деда, по урокам закона божьего в Спас-Клепиковской школе. Несомненно, здесь примешивалось и клюевское влияние.

Для таких стихотворений характерно использование христианской символики, но поэта интересует не сам по себе тот или иной религиозный сюжет.

Уже в первом сборнике обнаружилось одно из сильнейших качеств есенинской лирики – глубокое чувство любви к Родине. Образ родины предстает прежде всего в картинах родного пейзажа, исполненных в нежных, романтических приподнятых красках. Поэт видит полевую Россию в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с прихотливо извилистыми реками, веселыми рощами, с малиновыми закатами и морозными звездными ночами. Он умеет передать не только красоту и богатство русской природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей земле.

Однако в раннем творчестве Есенина есть произведение в котором прозвучала тема социального неравенства и крестьянского бунта. Эта была повесть «Яр» (1915). В ней содержались картины убийства крестьянами помещика, расправы над взбунтовавшимися мужиками. В начале 20-х годов в творчестве Есенина происходит весьма заметные перемены, причины которых лежат в самой советской действительности. К этому времени уже совершенно отчетливо определились результаты новой экономической политики. И особенно значительны они были в области взаимоотношений между городом и деревней. В 20-е годы лозунг «смычки» между городом и деревней становится одним из самых популярных в стране, он входит в сознание народа как одно из основных условий самого существования советского государства.

Большую роль сыграла заграничная поездка Есенина. Он побывал в Германии, Италии, во Франции, в Бельгии, в Америке. Но что поразило Есенина – это «индустриальный быт» Европы и Америки, высокая и совершенная техника намного облегчающая жизнь человека. Поездка Есенина за границу помогла ему еще более убедиться в том, насколько высокая городская техника в условиях советской России необходима для возрождения русской деревни.

1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает более устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая» (1924) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и уходит в прошлое в советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое. Еще более отчетливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская» (1924).

Поездки в родное село, происшедшие перемены в нем приводят поэта к раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое и горькое чувство обиды за то, что в родных местах он «словно иностранец», «как пилигрим угрюмый». Ему даже кажется, что его «поэзия здесь больше не нужна».

Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-1925 гг. необходимость по – новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 гг., написанных в духе Христианской символики.

В 1924 г. он пишет «песнь о великом походе» - поэму о защите Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно –русскому, поэт сочетает ее с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохи. Национальная основа поэмы ощущается во всем; в тематике, ритмике, лексике, образной системе.

Есенина все более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о двадцати шести», посвященную Бакинским комиссарам, небольшую поэму «36» о политических ссыльных, борцах против самодержавия.

Так Есенин «на расстоянье» увидел то «большое», что совершалось в ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской России получает конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и значительным произведением на эту большую тему является его поэма «Анна Снегина» (1925).

Поэма «Анна Снегина»- лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. Она говорит о том, что поэт не только полностью сохранил, но и намного улучшил свое лирическое дарование. Поэма дает развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и чувствами автора, и это было движение в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского.

В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт пережитого, задумывается над будущим.

Поэт был прав, когда говорил о том что его лирика жива одной большой любовью к Родине. Любовь к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.

Как и в народном творчестве, у Есенина почти пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»