Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа

По курсу «Русская литература»

Преподаватель:доцент Дзюба С.Ю.

Исполнитель: студентка 1-го курса

Специальность: библиотечно-

информационная

деятельность

Специализация: библиотекарь-библиограф.

Преподаватель

К.Т.А.

№ зачетной книжки:

Вариант № 23

Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг. (Эмин Ф.А., Чулков М.Д. и др.)

Домашний адрес:

Место работы: Профессиональное училище

№. Библиотекарь.

Смоленск, 2003

ПЛАН.

1. Классицизм в русской литературе XVIII века. Кризис классицизма.

2. Становление прозаических жанров. Оригинальная проза Эмина Ф.А., Чулкова М.Д.

3. Писательская Н.Новикова. Жанр писем.

4. Д.Фонвизин и его комедия «Бригадир».

5. Заключение

Жанровое своеобразие прозы 1760-1770 гг.

(Эмин Ф.А., Чулков М.Д. и др.)

Новая русская литература зарождалась и складывалась в эпоху, ознаменованную славными делами Петра I, гением которого мужала Россия. Больше двух десятилетий билась «подымающаяся» нация за свое будущее, за свое право жить независимо. «Великие виктории», одержанные русской армией в это столетие, военные, экономические и культурные реформы, осуществленные Петром, превратили Россию в могучую державу. С особой обостренностью русские люди почувствовали себя наследниками всего мира. Процесс осознания новой исторической судьбы России не мог быть запечатлен в старых формах. Должно было наследовать и художественный опыт человечества.

В этот период в литературе на историческую арену вышло и широко распространилось искусство классицизма. Классицизм духовно объединял человечество, создавая общий арсенал этических и эстетических идеалов, вырабатывая общий язык искусства. Раньше всего классицизм сложился во Франции в XVII веке. То было время расцвета феодально-абсолютистской монархии Людовика XIV.

Русский классицизм вышел на историческую арену веком позже, в эпоху расцвета русского абсолютистского государства. Именно он отвечал потребности создания общенационального искусства и потому развивался с необыкновенной интенсивностью. Классицизм – многожанровое искусство, но оно утверждало свое бытие лишь поэтическим словом. Русская поэзия XVIII века и выступала в рамках классицизма. В течение четырех десятилетий классицизм в России был господствующим литературным направлением. С середины 1760-х годов положение начало меняться. Нараставшие из десятилетия в десятилетие социальные противоречия крепостнической России крайне обострились после прихода к власти Екатерины II (1762). Закипавшая общественная борьба ставила перед поэтами-классицистами новые требования, ставила на обсуждение большие и больные вопросы социальной и политической жизни русского государства. Поэзия классицизма не могла на них ответить.

Положение классицизма в 1760-е годы осложнялось появлением нового демократического читателя, который был равнодушен к поэзии, ориентированной на образованное дворянство. Новый читатель предъявлял к литературе свои требования, и их стали удовлетворять писатели-разночинцы, далекие от поэтики классицизма.

Начался кризис классицизма. Он сопровождался ожесточенной борьбой с нормативной поэтикой, в ходе которой складывалась новая литература. И в ней важное место стала занимать проза.

Прозаические жанры, и прежде всего роман, получивший на За¬паде широкое распространение, стали пользоваться успехом и в России. Поэзия классицизма ориентировалась прежде всего на просвещенного дворянина, на читателя, умеющего понимать философское содержание, конфликта между долгом и чувством, способного оценить заимствования и подражании образцам античной и французской литературы.

Проза обращалась к другому, демократическому читателю, увлекая его и занимательными сюжетами, и изображением близкой ему жизни и социально близкого героя. Оттого она стала развиваться в противопо¬ложном и враждебном дворянству лагере литературы.

Успешное развитие торговли, промышленности и ремесел меняло социальный состав городов. Все больше появлялось представителей «среднего рода людей», которые, быстро овладев грамотой, проявляли интерес к литературе. Создаваемая писателями-разночинцами литература обслуживала прежде всего нового читателя. В Петербурге и Москве стали открываться новые типографии, на Руси начала развертываться книжная торговля, создавались журналы, наполненные прежде всего прозаическими — оригинальными и переводными — произведени¬ями.

Проявляя интерес к роману, разночинный читатель поначалу, на¬следуя вкусы своих отцов и дедов, читал рукописные повести и романы, появившиеся еще в прошлом столетии. Спрос на них возрастал с каж¬дым десятилетием. Появились специалисты-переписчики, удовлетворяв¬шие эту потребность. Затем в сферу внимания этого читателя попал переводной западноевропейский роман. В Россию хлынул поток плутов¬ских, авантюрных, фантастических, нравоучительных, политических и, наконец, сентиментальных романов. Рынок был наводнен прозаиче¬скими сочинениями.

Среди переводных произведений в 1760-е годы заметное место стала занимать оригинальная проза. Произведения двух писателей получили особую популярность —Федора Эмина и Михаила Чулкова.

Первым оригинальным русским романистом по праву счита¬ется Федор Александрович Эмин (ок. 1735—1770), хотя он и был иностранцем по происхождению. В России прошли лишь последние десять лет жизни Эмина, рано и неожиданно оборвавшейся. Однако здесь он обрел свою настоящую родину и на протяжении 1700-х гг. играл заметную роль в литературно-общественной жизни. Известна его резкая полемика с Л. П. Сумароковым, в 1765 г. он был посажен под арест за памфлет на деятелей Академии наук и Академии художеств; в 1769 г. Эмин издавал сатирический журнал «Адская почта, или Переписка хромоногого беса с кривым».Последним его трудом была оставшаяся незавершенной «Россий¬ская история. ..». Современники много смеялись над ошибками Эмина. Между тем его работа была первым опытом беллетризованного изложе¬ния русской истории.

Приехав в Петербург в 1701 г. в возрасте 25 лет, вполне сло¬жившимся человеком, он в короткое время освоил литературный русский язык и уже в 1763 г. выпустил два перевода и роман собственного сочинения «Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда»).

Этот роман опирается на давнюю литературную традицию как в западной Европе, так и на Руси. Герой, как и положено герою приключенческого романа, путешествует по разным странам, терпит кораблекрушение и т.д.

Роман Эмина явился своего рода энциклопедией, знакомив¬шей читателя со всемирной географией, историей, политикой: он был насыщен публицистическими вставками, рассуждениями на политические и морально-философские темы. В нем не была описана Россия, ее быт и нравы, но освещались этические и со¬циальные вопросы, волновавшие русских людей в 1760-е гг.

Автор, сторонник «просвещенной монархии», высказывается против тира¬нии (хотя и очень умеренно), он защищает права купечества и вы¬ступает против злоупотреблений крепостным правом.

Во втором своем романе «Приключения Фемистокла, или Разные политические, гражданские, философические и военные его с сыном разговоры, постоянная жизнь и жестокость Фортуны, его гонящей» (1763) писатель говорит о важных экономических проблемах: о развитии национальной промышленности, об освоении окраин России и т. д. «Приключения Фемистокла» — политико-сатирический роман. Пе¬ренеся его действие в античную древность, Эмин дал ярко сати¬рические зарисовки продажных судейских чиновников. Он говорил, что они «имели философский вид, но дела, которые они решали, не имели даже письменных доказательств, а за правого почитали того, у кого руку видели в кармане».

Важным этапом в развитии русской прозы было появление эпи¬столярного произведения Эмина «Письма Эрнеста и Доравры» (1766) о любви аристократки и бедного дворянина. В нем нет традиционного счастливого конца, на что специально указывает Эмин в предисловии к книге: писатель мог бы окончить роман «в удовольствие всех, соединяя Эрнеста и Доравру; но такой конец судьбе не понравился, и я принужден написать книгу по ее вкусу». Находясь под значительным влиянием «Новой Элоизы» Руссо, Ф. А. Эмин предпочтение отдает изображению внутреннего мира героев, которые в письмах делятся друг с другом своими радо¬стями и надеждами, горестями и сомнениями. В этом плане «Пись¬ма Эрнеста и Доравры» являются произведением, начинающим русскую сентиментальную прозу.

Однако при всем уме, живости воображения и литературном таланте Эмин нигде, ни в одной области не проявил себя, само¬стоятельным и самобытным мыслителем и художником, способ¬ным стать главой литературной школы романистов. Вы¬ступив горячим адептом романа, Эмин сохранил приверженность к весьма устарелым формам этого жанра. Эмин в своих произведениях оперирует понятиями, восхо¬дящими к барочному роману XVII столетия, такими, как «рок», «судьба». Новые идеи, новые художественные приемы сочетаются в ро¬манах Эмина с крайне устарелыми. Поэтому в полемике с Эминым на русской почве возникает роман иного типа, оказавший органическое влияние на развитие прозы и просуществовавший более длительное

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»