Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Кассиль

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Министерство профессионального образования РФ

Усть-Лабинский социально-педагогический колледж.

Реферат по детской литературе на тему:

«ЛЕВ АБРАМОВИЧ КАССИЛЬ »

Выполннила: студентка

2 «З» (К) курса

Шишкова. Л.

Переподаватель:

Щербина Л.Г.

г. Усть-Лабинск

2001г

ЛЕВ АБРАМОВИЧ КАССИЛЬ (1905-1970)

Отец писателя был заслуженным врачом республики, мать — учительницей музыки. В семье двое дружных сыно¬вей — Леля и Ося. В первой повести Л.А. Кассиля «Кондуит и Швамбрания» они — главные герои. Оська — выдумщик, путаник, однако досрочно принятый в школу с резолюцией заведующего: «Принять за умственные способности». Раз¬носторонняя одаренность Льва Кассиля проявилась уже в гимназии: воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играет на пианино, с успехом изучает иностранные языки, прекрасно рисует, сильный шахматист, способный математик. Однако особенно он любит сочинять разные истории, а в 9 лет написал свое первое стихотворение. Л.А.Кассиль вспоминает о своем учителе словесности АД.Суздалеве: «...прочтя написанные мною по его заданию домашние сочинения, заявил напрямик моим родителям: чему бы меня ни учили, все равно, увы, в будущем стану литератором. Суздалев приучил меня читать серьезные книги о книгах... Он, как человек ученый и серьезный, привил мне неприязнь ко всякого рода дилетантству, за это спасибо ему».

В 1918 году в Покровске открылась детская библиотека. Тринадцатилетний Леля Кассиль и трое его друзей организу¬ют в ней литературные вечера, доклады, руководят литера¬турным кружком, редактируют, издают рукописный журнал «Смелая мысль». В 1923 году Кассиль поступил учиться в Саратовский художественно-практический институт, откуда перевелся на математическое отделение физико-математичес¬кого факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Здесь студент Лев Кассиль активно участвует в университетской живой газете «Синяя блуза». Его младший брат передавал письма Льва о московских впечатлениях (втайне от автора) в газету «Сара¬товские известия»... Так началось литературное творчество, ставшее делом жизни и самой жизнью Л.А. Кассиля. Первый рассказ был опубликован в 1925 году. Затем — два года само¬стоятельного учения-писания для себя, «в стол». В 1927 Лев Кассиль получает признание как профессиональный журна¬лист и всю дальнейшую жизнь следует завету В.В.Маяков¬ского: «Не отворачивайте носа от газеты, Кассильчик!»

Содружество работы над художественными произведения¬ми с публицистикой, с участием в общественной, научной деятельности — одна из характерных особенностей его твор¬ческой биографии. Он участвовал в испытательных переле¬тах новых самолетов и дирижаблей, на одном из которых чуть не погиб. Спускался в первые шахты строившегося москов¬ского метро. На теплоходе плавал в Испанию во время напа¬дения франкистов на Испанскую народную республику. Про¬вожал в исторический перелет Чкалова. Первым встречал на границе О.Ю. Шмидта, вырвавшегося из ледового плена. Дру¬жил с Циолковским, переписывался с ним до последнего дня жизни великого ученого. Жажда все узнать и по возможнос¬ти все увидеть самому всегда сопутствовала Л.Кассилю, оп¬ределяла темп и накал его жизни. Как никто другой, пони¬мал он мальчишек, этих «самых первых двигателей прогрес¬са», как написал Кассиль в очерке-этюде «Мальчишки»: «О мальчишки! Надоедливые, несносные, обожаемые мальчиш¬ки! Хвала вам! «Мальчишек радостный народ» — вот как ска¬зал о вас Пушкин. Вы — веселый ветер, расправляющий мор¬щины на челе мира, влекущий в новое и освещающий па¬мять о том, какими мы были сами в отрочестве. Птицы, звери, корабли, автомобили, самолеты, футбольные матчи, людое¬ды, извержения вулканов, фазы луны и поспевания арбузов на ближайшей бахче — все вас касается, мальчишки». В фев¬рале 1950 года, затем, через 10 лет, в том же макаренковском кружке, обращаясь к студентам Московского педагогическо¬го института, Кассиль заявил: «Они совесть общества и пото¬му несносны, как всякая требовательная совесть». Очерк «Мальчишки» появился 12 февраля 1960 года в газете «Из¬вестия». Слова эти впоследствии превратились в убеждения многих, кто слушал писателя, и подтверждались опытом учи¬тельского труда, гражданскими поступками:

«И если бы сегодня меня спросили, что самое главное в вашем твор¬честве как будущих учителей, я бы сказал: преподавать, воспитывать, общаться с ребятами, то есть жить в учениках и для человечества так, чтобы с вами было ребятам весело, интересно, здорово! (выделено Л.А-Кассилем). И если в ваших силах, и в спортивные игры играйте с детьми. И фантазируйте вместе. И в походы вместе ходите. И нескон¬чаемые истории вместе придумывайте. И не бойтесь почаще уезжать в страну Швамбранию. Детям это необходимо, как летняя речка! И тиму¬ровские дела вместе затевайте. И не бойтесь побольше шутить. Важно, чтобы ни один урок не был скучен, чтобы и перемены проходили в школе весело, чтобы учебники пробуждали жажду знания... А еще я хочу, чтобы вы не боялись романтики. Чтобы умели создавать торжест¬венность минуты молчания на линейке и раздумчивую мечтательность тишины у костра. Бойтесь все это опошлить и «заскучнить!». А еще я хочу с вами помечтать о том дне, когда вы станете опытными, но не уставшими от своего труда, имя которому — человековедение, людьми, мастерами едва ли не самой сложной профессии на земле, когда вы станете искусными мастерами. Кстати, вы не думали о том, что такое полное, совершенное искусство? Думается, что наиболее кратко его можно определить так: чувствовать, знать, уметь!»

В этой страстной речи писателя-педагога, посвятившего свою жизнь детям, — программа деятельности и современно¬го учителя-воспитателя.

«Самым главным, бесповоротно решающим событием» в своей жизни Кассиль считал встречу с Маяковским. Ему на¬чинающий писатель и принес (1929) свою первую повесть «Кондуит». Маяковский опубликовал отрывки из «Кондуи¬та» в редактируемом им журнале «Новый ЛЕФ» и посовето¬вал напечатать всю повесть в журнале «Пионер». После вы¬хода «Кондуита» Кассиль становится постоянным корреспон¬дентом журналов «Пионер», «Мурзилка», газеты «Пионерская правда» и продолжает работу над «Швамбранией» (1931). На I Всесоюзном съезде советских писателей (1934) С.Я.Маршак назвал дилогию «Кондуит» и «Швамбрания» одним из лучших произведений «большой литературы» для маленьких.

В автобиографии «Вслух про себя» Кассиль пишет: «Я за¬думал написать свою первую книгу о том, как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяс¬нить в классе. Во мне еще была свежа обида за детство, втис¬нутое в графы гимназического штрафного журнала «кондуи¬та». Сам писатель бывал занесенным в кондуит даже за посещение (вместе с мамой, днем!) кондитерской, так как это было запрещено в гимназическом уставе. В этом страшном для детей и секретном журнале записи делались теми надзи¬рателями и преподавателями, которых Кассиль определил как «мертвые души». Сделать запись в кондуите — единственное увлечение директора гимназии, от свирепой холодности ко¬торого все цепенели: «Больше всего на свете Рыбий Глаз любил муштровку, тишину и дисциплину. Он никогда не кричал. Голос у него пустой, бесцветный, как жестянка для консервов. Всюду, где он появлялся, будь то класс или учи¬тельская, стихали разговоры. Становилось душно. Хотелось открыть форточку, громко закричать». В статье «Не просто так» (Пионерская правда. — 1933. — 3 марта), поясняя на¬правленность и принцип отбора художественных средств, Кассиль подчеркивал свое стремление к тому, «чтобы книга рассказывала не только о гибели гимназии, но и отражала неизбежность гибели всего царского режима». Для художест¬венного воплощения этой задачи писатель прибегнул к свое¬образным композиционно-сюжетным решениям, ведущим из которых является принцип двуплановой подачи материала.

Реалистические события, составляющие фабулу, происхо¬дят в период с кануна первой мировой войны до 20-х годов. Действие развертывается в захолустном приволжском город¬ке Покровске, главные герои этого во многом автобиографи¬ческого произведения — мальчики из докторской семьи Леля и Ося. Для заполнения фантастического пласта повести Кас¬силь изобретательно, порой изощренно привлекает самозаб¬венное увлечение детей книгами, их игры, причудливо вос¬создающие в реальной жизни излюбленные книжные ситуа¬ции. Так, мальчики выдумали «игру на всю жизнь» в страну Швамбранию. Сочинили ее историю, определили географи¬ческие особенности, населили персонажами любимых книг. В этот круг ввели себя и установили оригинальный государ¬ственный строй в соответствии с собственными представле¬ниями о добре и зле. Эта игра была для детей не просто увле¬кательным, совершенно независимым от взрослых занятием. Постепенно игровая деятельность превратилась в психологи¬ческое состояние. Страна Швамбрания — спасительное при¬бежище для неудовлетворенных мечтаний и стремлений де¬тей. Автор книги символично поясняет причины происхож¬дения детской игры в справедливую и счастливую страну:

«...ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет». Одна¬ко уже в начале книги автор разворачивает вывод, в свете которого читатель воспринимает теперь всю дальнейшую историю игры в Швамбранию, помня о неизбежности ее ис¬черпанности при встрече с новой реальной жизнью освобо¬дившейся России.

Но, прежде чем это произошло, дети прошли долгий и трудный путь внутреннего высвобождения от власти приду¬манной ими игры, которая во многом заслоняла от них собы¬тия действительной жизни. Мальчики настолько «заигрались», что подчас начинали верить в существование созданной их воображением страны: Швамбрания приобрела относитель¬ную самостоятельность и независимость от своих творцов. Ставшие зыбкими границы между двумя мирами их жизни — реальным и фантастическим —

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»