←предыдущая следующая→
1 2
Время в мире Белого было не тем,что у нас.
Он мыслил эпохами.
Михаил Чехов.
Мне Вечность - родственна.
Андрей Белый.
Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 -
8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в
семье знаменитого математика, профессора Московского универси-
тета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых
проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к
миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились
красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими
среди этой природы людьми.
Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью
Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей
своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание Флорентийской
академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых,
где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир
Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер-
гей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский,
позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус... Именно здесь , в
семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты
Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить
псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет,
представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов -
любимый цвет Владимира Соловьева ).
В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В
этом году создана первая из четырех его "симфоний" - "Север-
ная" или "Героическая".
Писатель впоследствии признавался, что называя свои пер-
вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал,
что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово
"симфония" было для Белого своего рода символом.
Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и
сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто об-
ращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть
выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к
которым повествователь возвращается через определенные проме-
жутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возв-
рата" борется тема жизнеутверждения.
Во второй "симфонии" на первой же странице возникает об-
раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся на землю и проли-
вающий на нее потоки "металлической раскаленности". Первый
поэтический сборник Белого "Золото в лазури" выходит в 1904
году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого
поклонения :
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце" посвящено К.Бальмонту - автору
книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый отож-
дествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле
"Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в симво-
лическое иносказание о жизненных целях своего поколения - по-
коления рубежа столетия .
Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раз-
дела "Золото в лазури". В будущее , которое - согласно логике
"возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :
- "прежнего счастья"
- "старины" :
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым , -
старина, окружившая нас ,
водопадом летит голубым.
"Вечный зов"
- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) :
Блестящие ходят персоны ,
повсюду фаянс и фарфор ,
расписаны нежно плафоны ,
музыка приветствует с хор.
"Опала"
1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея
Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока
Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее
всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906
года отношение людей, составляющих роковой треугольник достиг-
ли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым
на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное
решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В
сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжа-
лостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательст-
ва.Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается
период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на
1907-1908 годы.
В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли-
рики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотво-
рений "Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны
и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли
многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)
Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :
"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только
завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближ-
нем".Сборник выстроен по линии все большего и большего прос-
ветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сбор-
ника называется "Просветы").
Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга
кругов сжимающихся по мере приближения к "центру" . Первый
"круг" самый большой, - почти что безграничные,"пустые","стра-
шные", голодные пространства России, в которых обречен на рас-
сеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ :
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами села,
Пролетает за весями весь...
Там - убогие стаи избенок,
Там - убогие стаи людей...
"Из окна вагона"
Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентиро-
вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с
хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство вы-
ражено в образах :
- "неизвестности"
- "оторопи" :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом...
"Отчаянье"
- смерти :
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье на Руси"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более
четкие контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами под-
черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы-
сунутый "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изум-
рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" -
символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос-
транстве смерти :
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее :
Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене-
сена в "Городе" с открытых пространств России в замкнутый ми-
рок квартир :
...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья,щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
←предыдущая следующая→
1 2
|
|