Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Лирика: Андрей Белый

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Время в мире Белого было не тем,что у нас.

Он мыслил эпохами.

Михаил Чехов.

Мне Вечность - родственна.

Андрей Белый.

Андрей Белый - Борис Николаевич Бугаев (14.10.1880 -

8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в

семье знаменитого математика, профессора Московского универси-

тета Николая Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых

проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к

миру поместно-деревенской России , где как бы воедино слились

красота русского пейзажа и величие культуры, творимой жившими

среди этой природы людьми.

Уже учась в университете Белый ежедневно посещал семью

Михаила Сергеевича и Ольги Михайловны Соловьевых - родителей

своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание Флорентийской

академии",- с благодарностью вспоминал Белый дом Соловьевых,

где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир

Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер-

гей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский,

позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус... Именно здесь , в

семье Соловьевых , были поддержаны первые литературные опыты

Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить

псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет,

представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов -

любимый цвет Владимира Соловьева ).

В 1900 году Бугаев окончательно решает стать писателем.В

этом году создана первая из четырех его "симфоний" - "Север-

ная" или "Героическая".

Писатель впоследствии признавался, что называя свои пер-

вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком не знал,

что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово

"симфония" было для Белого своего рода символом.

Тема "вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и

сюжетообразующих тем всего творчества Белого. Белый часто об-

ращался к лейтмотивной технике ведения повествования. То есть

выделение в произведении одной, двух и более главных тем, к

которым повествователь возвращается через определенные проме-

жутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возв-

рата" борется тема жизнеутверждения.

Во второй "симфонии" на первой же странице возникает об-

раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся на землю и проли-

вающий на нее потоки "металлической раскаленности". Первый

поэтический сборник Белого "Золото в лазури" выходит в 1904

году. В этом сборнике солнце - предмет почти что языческого

поклонения :

Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно

в золотую ослепительность.

"Солнце"

Стихотворение "Солнце" посвящено К.Бальмонту - автору

книги "Будем как Солнце". Также в этом сборнике Белый отож-

дествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле

"Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в симво-

лическое иносказание о жизненных целях своего поколения - по-

коления рубежа столетия .

Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раз-

дела "Золото в лазури". В будущее , которое - согласно логике

"возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :

- "прежнего счастья"

- "старины" :

Старина, в пламенеющий час

обуявшая нас мировым , -

старина, окружившая нас ,

водопадом летит голубым.

"Вечный зов"

- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) :

Блестящие ходят персоны ,

повсюду фаянс и фарфор ,

расписаны нежно плафоны ,

музыка приветствует с хор.

"Опала"

1905 год - начало нового периода жизнетворчества Андрея

Белого. Во время этого периода Белый влюбляется в жену Блока

Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство, перевернувшее

всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906

года отношение людей, составляющих роковой треугольник достиг-

ли крайнего напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым

на десять месяцев, чтобы все обдумать и принять окончательное

решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В

сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжа-

лостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательст-

ва.Из Петербурга он сразу уезжает за границу, где начинается

период исцеления от перенесенного удара, растянувшийся на

1907-1908 годы.

В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли-

рики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотво-

рений "Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны

и расположены в очень продуманном порядке. В него не вошли

многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами

"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)

Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :

"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только

завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближ-

нем".Сборник выстроен по линии все большего и большего прос-

ветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сбор-

ника называется "Просветы").

Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга

кругов сжимающихся по мере приближения к "центру" . Первый

"круг" самый большой, - почти что безграничные,"пустые","стра-

шные", голодные пространства России, в которых обречен на рас-

сеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ :

Туда - где смертей и болезней

Лихая прошла колея...

"Отчаяние"

Пожирают их болезни

Иссушает глаз...

"Деревня"

Пролетают за селами села,

Пролетает за весями весь...

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей...

"Из окна вагона"

Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентиро-

вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с

хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство вы-

ражено в образах :

- "неизвестности"

- "оторопи" :

Где по полю оторопь рыщет,

Восстав сухоруким кустом...

"Отчаянье"

- смерти :

Над страной своей родной

Встала Смерть.

"Веселье на Руси"

От голода, холода тут

И мерли, и мрут миллионы...

Там Смерть протрубила вдали

В леса, города и деревни...

"Русь"

Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более

четкие контуры.Оно уже не пусто, а насыщено предметами под-

черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы-

сунутый "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изум-

рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" -

символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос-

транстве смерти :

Красною струею прыснул

Красной крови ток.

Ножик хряснул, ножик свистнул,-

В грудь, в живот и в бок.

"Убийство"

Пространство следующего раздела "Город" еще конкретнее :

Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене-

сена в "Городе" с открытых пространств России в замкнутый ми-

рок квартир :

...Здесь хозяин гостье рад.

Звякнет в пол железной злостью

Там косы сухая трость,-

Входит гостья,щелкнет костью,

Взвеет саван : гостья смерть.

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»