←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ
ПО ТЕМЕ
ЛИЧНОСТЬ П.Я.ЧААДАЕВА В ЕГО ПЕРЕПИСКЕ С СОВРЕМЕННИКАМИ
Ученика 9 класса "В"
Школы #69
Седова Леонида
Научный руководитель: Воробьева В.C.
1992 год
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, в сложнейшее и интереснейшее время, когда решается
судьба России, особенно интересно вспомнить: а что думали о
России величайшие русские мыслители XIXв. Мне наиболее близка
личность П.Я.Чаадаева, первого русского национального философа.
Сегодня многие работы Чаадаева приобретают особенную
важность. Дело в том, что в настоящее время идеи мыслителя об
исключительном положении России в мировой цивилизации, да и
вообще его ранние мысли о России имеют все шансы пониматься
БУКВАЛЬНО. Оптимисты могут познакомиться с его поздними работами.
Может быть и в самом деле Чаадаев почувствовал намечающиеся
тенденции в русском обществе, тогда можно предположить, что он
сознательно придавал своим идеям профетический оттенок.
Возможно, он считал выявленные им недостатки российского
устройства вечными и всегда актуальными. Сейчас наблюдается
гораздо больше предпосылок для принятия идей Чаадаева о
России, нежели во время создания "Философических писем",
основного труда философа, в котором эти идеи высказываются.
Многие утверждения ФП, в самых черных красках рисующие
аномальность России, сейчас воспринимаются без внутреннего
протеста и не опровергаются "патриотическими" высказываниями,
однако объясняется это скорее тем, что мы реально почувствовали,
в каком положении оказались, чем повышением уровня самосознания
общества относительно 1836г.
Вообще, можно предположить, что свои письма Чаадаев адресовал
не своим случайным собеседникам, а читателям XX, а то и XXI века.
Тем не менее и в свою эпоху Чаадаев имел ощутимую связь с
обществом и оказал значительное влияние на взгляды отдельных его
представителей. Среди них такие выдающиеся соотечественники, как
Пушкин, В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, М.А.Бакунин, Ф.М.Достоевский,
М.Ю.Лермонтов, А.И.Герцен, а также член кружка Герцена публицист
Н.И.Сазонов и русский историк Н.И.Голиков. Роль наследия
Чаадаева в становлении русской интеллигенции в дальнейшем ее
расколе на два лагеря, неоспорима. Я имею в виду знаменитых
участников "Вех", ведущих свою генеалогию от Чаадаева и
Достоевского и их противников, последователей Бакунина и
Чернышевского, восходящих к анархическим и социалистическим
учениям. А как, несмотря на всеобщее одобрение, возмутило и
разбудило многие русские умы объявление Чаадаева сумасшедшим ?
Впрочем, это воздействие П.Я. на общество косвенное.
Многие события российской жизни находят подчас самое
неожиданное отражение в переписке Чаадаева. П.Я. никогда не
упустит случая подтвердить, развить свою концепцию России и
поспорить об этом с собеседником.
Для меня же личность Чаадаева является также и своеобразным
ключом к пониманию образов Онегина, Печорина, Чацкого и Бельтова
(героя повести А.И.Герцена "Кто виноват?"). В русской литературе
XIX века четко прослеживается цепочка подобных типов, точнее
персонажей определенного типа, молодых, умнейших, талантливых, но
бездеятельных и слишком быстро получивших от жизни все возможное.
Хотя последнее к Чаадаеву относится не вполне, он духовно един с
этими героями. Чаадаева отличает от них то, что прожив одну жизнь
( примерно до 1823 г.), он, после долгих размышлений и поисков
себя (1826-1830 гг.) оказался способен открыть для себя дорогу в
новую жизнь, найдя в ней приемлемую нишу в обществе и вынеся из
предыдущей жизни определенный багаж жизненных принципов и
убеждений.
Именно эта, новая жизнь христианского философа-проповедника
оставила значительный след в истории России.
Принимая во внимание все вышесказанное, представляется весьма
занимательным и многообещающим изучение через письма Чаадаева
к современникам его связи с обществом и его влияния на общество
того времени.
Данная тема становится актуальнее, если рассмотреть переписку
Чаадаева применительно к сегодняшнему дню и попытаться найти
причины многих явлений, имеющих место сейчас в России.
Именно этой теме посвящена настоящая работа.
О мои братья! Я сказал много
горьких истин, но без всякой
горечи.
Кольридж
Надо говорить с веком языком
века, а не устаревшим языком
догмата.
Чаадаев
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века
И РОЛЬ В НЕМ НАСЛЕДИЯ П.Я.ЧААДАЕВА
Русские религиозные философы XIX века создали мало
совершенных произведений, которые могли бы читаться сейчас и
последующими поколениями, как книги классические. Как и многие из
них, Чаадаев не написал ни одной настоящей книги и выразил свои
блестящие интуиции лишь в статьях и в письмах. Тем самым мы
вплотную подходим к необходимости изучения его переписки.
Эпистолярный жанр сейчас, увы, вымер, ибо цивилизация
предлагает нам гораздо более совершенные средства коммуникаций.
Эпоха, в которую жил Чаадаев, была, напротив, поистине
"эпистолярной эпохой". Этот жанр был неотделим от богатых традиций
русской словесности, ибо письма были не только, да и не столько
средством общения, сколько способом самовыражения - письма
переписывались, читались разными людьми, а подчас становились
достоянием нации. В этом случае автор мог получить на письмо
несколько откликов.
Писали все, всем и обо всем: в письмах обменивались светскими
сплетнями, мнениями; сообщали о семейных делах, а порой и
излагали свои идеи и убеждения.
Чаадаев испытывал непреодолимое влечение к эпистолярному
жанру. Это отчасти объясняется характерной чертой его философского
мышления - диалогичностью, потребностью в контрмнении,
свойственной философам "сократовского типа", непременно
нуждающимся в слушателе, который не просто внимал бы слову
учителя, а был бы его оппонентом и собеседником, спорил бы с ним,
приводя все новые и новые аргументы и контраргументы, разбивая
слету его доводы и который мог бы прекратить спор только
окончательно физически обессилев.
Были ли у Чаадаева такие собеседники? Похоже, что нет. Был
друг, гениальный Пушкин, но, по словам самого Чаадаева, "мозг
поэта построен иначе".
Казалось бы с кем еще полемизировать западнику Чаадаеву, как
не со славянофилами? Ан нет. И хотя почти все они, в особенности
А.С.Хомяков, были любители поспорить и считались сильными
"диалектиками", с точки зрения Чаадаева, они спорили не для поиска
истины, а пытаясь убедить противника в истинности своих убеждений,
"обратить его в свою веру". Чаадаев же считал, что истина еще не
найдена. Далее, в отличие от славянофилов, он был первым русским
национальным философом. Тем самым, он был обречен на непонимание
со стороны современников. "Первый", неважно, живет ли он в
демократических Афинах или в самодержавной России, всегда получает
ярлык преступника или сумасшедшего. А чаще всего - оба.
Именно поэтому знаменитая резолюция Николая I, наложенная им
на
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|