Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Мир запорожцев в изображении Н.В.Гоголя

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


РЕФЕРАТ

Мир запорожцев в изображении Н.В.Гоголя

ученика МОУ СОШ № 89

10 «Б» класса

Ботова Дмитрия

Челябинск – 2003

Содержание

Введение 3

1. Н.В.Гоголь как великий писатель, русский классик 5

2. История как часть художественного мира Гоголя 8

3. Филологическое описание повести “Тарас Бульба”: 12

4. Образ Тараса Бульбы – центральный образ в повести 15

5. Средства изображения запорожцев 17

Заключение 21

Список библиографических источников 23

Введение

Тема моей научной работы заключается в исследовании мира запорожцев, в выяснении того, как соотносятся “реальный” мир Запорожской Сечи и интерпретация этого мира в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (была написана в 1834-1835г.г., издана в сборнике ”Миргород” в 1835г.) [1, 2].

События в этом произведении происходят на Украине, в Запорожской Сечи, причём действие во времени происходит то ли в XVI, то ли в XVIII веках.

Для современного общества, его культуры и духовной жизни важную роль играет понимание художественного потенциала писателя в рассматриваемой повести. Она раскрывает такие понятия как честь, патриотизм, храбрость (которых так не хватает в современном обществе), а с другой стороны жестокость и предательство.

Главный герой повести – Тарас Бульба. Именно на таких казаках, по “версии” Гоголя, держалась основа: история и традиции казацкой вольницы. В этом произведении она предстаёт как сплоченный единый организм, а “первый долг и первая честь казака … соблюсти товарищество”.

Сыновья Тараса, Остап и Андрий, противоположны по характеру. Остап упрям, смел, продолжатель дела отца. Андрий напротив – нерешителен, робок.

Образ Тараса Бульбы и его сыновей может быть истолкован и аллегорически: старый Тарас — это воплощение старинных идеалов сечевого рыцарства, Андрий — воплощение взглядов неустойчивой части казачества, склонной к компромиссам и прямому предательству, а Остап — воплощение молодой запорожской силы, зреющей в народе.

Тарас убивает Андрия как предателя своей родины, несмотря на то, что он его сын. В сцене сыноубийства мы видим величие характера Тараса Бульбы. Свобода отчизны и казацкая честь для него — главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия. Теперь никто (а прежде всего он сам себя) не сможет укорить Тараса в пренебрежении идеалами Запорожской Сечи. Но убив сына и нарушив общечеловеческие законы, законы морали, он убивает свою душу.

Но и самому Бульбе пришлось вскоре погибнуть. Читателя глубоко трогает сцена гибели главного героя: погибая в огне, Тарас обращается к своим товарищам-запорожцам со словами напутствия. Он спокойно следит за тем, как уплывают его запорожцы. Здесь Тарас Бульба виден во всей цельности и могучей силе своего характера.

Для разработки темы исследования были использованы сам текст повести, литературные материалы (статьи), периодические издания, популярные книги о творчестве и жизни писателя.

Николай Васильевич Гоголь (20 марта 1809г. – 21 февраля 1852г.) был пылким патриотом своей родины. Вся творческая жизнь (первое произведение было написано в 1829г.) писателя пришлась на эпоху царствования Николая Первого. Это было время жестокого подавления любого проявления свободомыслия, любого проявления национального духа. Не в последнюю очередь это касалось Украины, как части Российской империи.

Эти меры были вызваны восстанием декабристов (14 декабря 1825г.), и как следствие – в 1826г. было созданы III отделение царской канцелярии и жандармерия, которым поручались все политические дела и контроль за настроениями умов.

В повести "Тарас Бульба", которая должна была стать гимном свободолюбию, Гоголю, несмотря на жесточайшую цензуру, все-таки удалось сказать очень многое. Тарас Бульба на целые десятилетия стал воплощением образа борца за независимость, верного не только запорожским, но и общечеловеческим традициям, непоколебимого, уверенного в окончательной победе.

Сам сборник “Миргород”, в который вошла повесть “Тарас Бульба”, построен на приёме противопоставления мира героического прошлых времён и мира примитивного, обывательского “сегодня” (во времена Гоголя), хотя эта проблема актуальна и сейчас. Ружьё Ивана Никифоровича (“Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”), которое вывешивает сушить на верёвке старая баба, - это пародия на подвиги Бульбы (“Тарас Бульба”) и его сподвижников, которые не допускали к своему оружию женщин, и оно служило им в битвах. Бульба всё время на коне, в походе, он спит не в доме, а в степи, подложив под голову седло. Его потомок Иван Никифорович валяется день-деньской в тени, а про езду верхом он забыл – дай бог добраться до дома городничего или уездного суда.

Контраст мечты и действительности в “Миргороде” навсегда прорежет творчество Гоголя. Проляжет в сочинениях эта двойственность, эта несоединимость реального и идеального. В том мире бьются за Христову веру, за честь и свободу, здесь ссорятся из-за бурой свиньи и ружья, которое не стреляет. Там слышится звон пик и пение сабель, музыка битвы – здесь шелестят гусиные перья, выводя слова жалоб и ябед. Степи “Тараса Бульбы” соседствуют с улочками Миргорода, где не разъехаться двум возницам и где в жаркие дни купаются в грязи свиньи.

Основными задачами моего исследования являются:

1. Краткое филологическое описание повести.

2. Анализ литературных приёмов, системы образов, исторических фактов, стиля изложения и др., с помощью которых Н.В. Гоголь создал мир запорожцев в своём произведении.

3. Сопоставление реального, исторического мира Запорожской Сечи с миром “Тараса Бульбы”.

4. Главная цель исследования – выяснение “реального” художественного потенциала великого гоголевского текста.

1. Н.В. Гоголь как великий писатель, русский классик

Рассказывая в "Авторской исповеди" о том, как он стал писателем, Гоголь говорит: "Когда я стал задумываться о моем будущем (а задумываться о будущем я начал рано, в те поры, когда все мои сверстники думали еще об играх) мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий и что я сделаю даже что-то для общего добра. Но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу сослужить также службу государственную, я бросил все: и прежние свои должности, и Петербург, и общества близких душе моей людей, и самую Россию, затем, чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое творенье, чтобы доказало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей" [2].

Любовь к Отечеству, понимаемая как служение "гражданина земли своей", пронизывает все творчество Гоголя, - она видна уже в первой прозаической книге писателя - "Вечерах на хуторе близ Диканьки". Герой повести "Страшная месть" Данило Бурульбаш выступает как самоотверженный оборонитель родных рубежей. Воинское братство для него дороже, чем все земные привязанности.

Излюбленным жанром Н. В. Гоголя была повесть. Впервые Гоголь создал из сказок и легенд живой образ простого украинского человека с его фантазиями, хитростями, мечтами и чистой свободолюбивой душой. В своих произведениях писатель широко использовал весь колорит и лексику украинского языка, без которого открыть особенности человеческой души было бы невозможно.

На заре девятнадцатого века рос интерес к Украине, ее быту, культуре, истории. Приехав в Петербург, Гоголь с радостным изумлением сообщал матери: «Здесь так занимает всех все малороссийское ...».

Образ Украины раскрыт писателем в чудесных, поэтически насыщенных пейзажах и прежде всего в изображениях персонажей, в передаче самого характера народа, его храбрости, лиричности, беззаветного веселья, свободолюбия. В представителях народа видит Гоголь лучшие человеческие черты и качества - любовь к Родине, чувство собственного достоинства, живой и ясный ум, подлинную человечность и благородство. Гоголь хотел показать народ не подневольным и покорным, а гордым, свободным в его внутренней красоте и силе.

“Отличительный характер повестей Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь – поэт, поэт жизни действительной [10].

В самых ранних суждениях Гоголя о людях четко просматривается уменье замечать как крупные, так мелкие и смешные особенности, которые ускользают от внимания других людей. Всё останавливало и поражало этого человека, наделенного даром необычайной наблюдательности: каменные дома, деревянные домишки, купол, рынок, уездный франт... Самые мельчайшие подробности не ускользали от его внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком, Гоголь анализирует их и в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию целостного портрета человека.

А.И. Герцен говорил: «…Рассказы, с которыми впервые выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин, изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных весёлости, изящества, живости и любви. Гоголь не был мыслитель, но это был великий художник. О свойствах своего таланта сам он говорил: "У меня только

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»