Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Мифопоэтические традиции в поэзии С. Есенина

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………….. 2

Глава 1. Мифопоэтическая картина мира в поэзии С.А.Есенина ………8

1.1 Теоретическое определение "картины мира"………………… 8

1.2. Космические мотивы в поэзии Есенина……………………… 9

1.3. Древесные мотивы в лирике Есенина……………………….. 14

1.4. Образы животных в лирике Есенина………………………… 25

1.5. Пространство и время в поэзии Есенина……………………. 35

Заключение………………………………………………………………… 49

Библиография……………………………………………………………… 53

ВВЕДЕНИЕ

Сергей Есенин – самый популярный, самый читаемый в России поэт. Есенинскому творчеству посвящено большое количество критических статей, литературоведческих работ.

В научных работах о творчестве С.А. Есенина своего рода " общим местом " является утверждение о подражании фольклору, об учебе у народа, об использовании фольклорных сюжетов. При этом все авторы ссылаются на свидетельство самого поэта, данное в "Автобиографии": "Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать подражая частушкам". Восприятие жизни природы роднит Есенина и с народной, и с классической поэтической традицией. Картины природы сливаются в единый образ России. Широкое обобщение в стихах поэта приобретает русская деревня, недаром его зовут "крестьянским поэтом".

Такие исследователи творчества С. Есенина, как Волков А., Юшин П., Базанов В., Прокушев Ю. и другие отмечают, что природа является главным героем в произведениях поэта.

А.Волков в своей работе "Художественные искания Есенина" (1976г.) пишет: "Поэт как бы частица природы. Картины природы проникаются общим мотивом… В этих стихах обитает мечта о нерасторжимом единстве с природой".

Почти все литературоведы и исследователи его творчества отмечали, что природа изображена в единстве с человеком. Ее описание – не самоцель, а путь к воссозданию ее духовного мира.

В.Коржан в работе "Есенин и народная поэзия" гл. "Народная обрядовая поэзия" (1969г.), рассматривая творчество С.Есенина, отмечает, что "Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. Обрядовая поэзия используется им в произведениях, связанных с жизнью села. Народная обрядность привлекается поэтом в основном с целью раскрытия внутреннего мира человека".

Другой исследователь творчества С. Есенина П.Юшин, в своей работе "Проблемы творчества" (1978г.) пишет о том, что "если учесть насыщенность произведений С.Есенина метафорами, напоминающими загадки, а также большое количество параллелей между его поэзией, и этим фольклорным жанром, то станет очевидным, что поэтическая структура загадки была ему близка и понятна, что с ней связана в значительной степени образная система его творчества".

Есенин замечал между сопоставляемыми предметами и явлениями такие связи, которые до него никто не видел. Он создает свои эпитеты, образы, метафоры, но создает их по фольклорному принципу.

В "Ключах Марии" Есенин писал:

"Образ…есть, уподобление одного предмета другому или крещение воздуха именами близких нам предметов".

Есенинский образ возникает на основе ощущения окружающего мира.

Многие исследователи, такие как В.Харчевников, В.Коржан, не раз писали о влиянии "Повести временных лет", "Слова о полку Игореве" и других произведений древнерусской литературы, а также евангельских текстов и апокрифов.

"Есенин весь вырастает из крестьянской стихии, включая религиозную, церковную стихию и самые архаичные жанры народной поэзии - пишет литературовед В.Базанов.

Немалое влияние на поэзию Есенина оказала и древнерусская живопись. Несомненно, значительна работа, проведенная А.Марченко, в результате которой установлена связь между цветовой палитрой поэзии С.Есенина и народной живописью как лубочной, так и церковной. Она отмечает такие часто употребляющиеся цвета, как желто-золотой, голубой, зеленый, красный, "и притом не вообще красный, а именно русский красный…алый".

"Совершенно явственно ощущается и связь его "расцветки" с гаммой "розовой", то есть очищенной от потемневшей со временем иконы, построенной на гармонии чистых и ясных цветов- красного, желтого, синего или зеленого".

В раннюю пору творчества у С.Есенина нередки обращения к мифическим существам. Он взывает к богородице, Иисусу, Николаю-чудотворцу.

В своих произведениях Есенин пытается проникнуть в тайны природы, жизни человека, понять те события, которые происходят в России. В связи с этим он обращается к народным верованиям.

В.С.Мусатов в статье "Поэтический мир С.Есенина " пишет: "…он воспринимал в единстве языческое с христианским, фольклорное с церковным."

Исследованию библейских мотивов в поэзии Есенина посвящено очень мало работ. Лишь немногие литературоведы обращаются к ней.

Авторы пишут о том, что Есенин "идеализировал образ Христа" и " настойчивый поиск им социальных, нравственных устоев в жизни своеобразно переплетается с религиозными исканиями "новой веры".

Некоторые исследователи отмечают, что в произведениях революционных лет С.Есенин выступает с богоборческими идеалами.("Инония", "Пантократор".)

Однако большинство стихотворений поэта посвящено природе. Исследуя эти произведения, критики приходят к одному мнению : автор боготворит природу, она для него "храм".

Литературовед М.Эпштейн приходит к выводу, что мотив обожествления природы у Есенина распадается на ряд частных мотивов. Эти мотивы: "святость в природе", "бог в природе", "Христос в природе" и "природа-храм".

В перечисленные мотивы органично вплетаются и образ лирического героя - пастуха и инока.

Обожествление поэтом природы совпадает с романтически-пантеистическими устремлениями поэта, корнями уходящими в мифологическими воззрениями русского народа на природу. В лирике Есенина можно встретить мотивы преклонения перед матерью-природой. ("Я молюсь на алы зори...", "Поклоняюсь придорожью...".)

И подобно тому, как в обрядах и верованиях русского народа христианство причудливо и вполне естественно уживалось с язычеством, пришедшим от древних славян, так это было и в поэзии Есенина.

Любимые народом святые становятся героями стихов Сергея Есенина . ("Егорий", "Микола".)

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великих перемен, духовного обновления, "преображения" жизни, переоценки всех ценностей. В это время значительное место в творчестве начинают занимать библейские образы (Иисус, Саломея, Ирод и другие.)

В последние годы исследованию творчества Есенина посвящается намного меньше работ, чем ранее. В них по-прежнему говорится о том, что " он хорошо знал историю отечественной литературы, особенно древнерусскую литературу. Превосходно знал народное искусство…"

Эржебет Калган в статье "На переломе" отмечает, что Есенин называл себя последним поэтом деревни, но деревня в его поэзии – это огромный мир, вся Россия."

Другие два исследователя Я.Хелемский и Г.Красухин как бы спорят друг с другом, хотя их работы и написаны в разные годы.

Яков Хелемский сравнивает двух поэтов Маяковского В.В. и Есенина С.А. и пишет, что "при всей их несхожести, житейской и творческой, несложно обнаружить у них общие черты. Если стихотворения "Кобыльи корабли", "Исповедь хулигана", "Инония", "Сорокоуст" разбить лесенкой или выстроить столбиком – чем не начинающий Маяковский."

Геннадий Красухин, напротив, опровергает то, что Есенин подражал Маяковскому, это было всего лишь "мода на богохульство", которой отдали дань и Маяковский и Есенин.

Итак, мы видим, что каждый из исследователей творчества Сергея Есенина открывает в его стихотворениях что-то интересное и важное для себя.

Однако среди многочисленных литературоведческих работ отсутствуют такие, в которых была бы определена целостная картина мира С.Есенина и ее мифологическая основа и система.

Поэтому предпринимаемая нами попытка систематизировать есенинскую модель мира и проследить ее составляющие представляется достаточно актуальной.

Это определило цель дипломного исследования.

Достижение сформулированной цели в дипломной работе разрешается с помощью ряда поставленных задач:

- рассмотрение теоретической категории "картина мира" ;

- исследование отражения концепции мира Есенина, осмысленной в статье "Ключи Марии", в поэтических текстах.

С целями и задачами дипломной работы связаны ее методические аспекты: принципы историко-хронологического изучения, образно-тематического изучения литературных произведений.

Своеобразие выбранного аспекта исследования обусловливает, в определенной степени, его научную новизну и практическую значимость, так как творчество С.А.Есенина является программным для школьного и вузовского курсов литературы.

Работа состоит из введения, одной главы, в которую входят 5 параграфов, заключения и библиографии. Общий объем 55 страниц. Библиография включает 41 наименование.

Г Л А В А 1

МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ "КАРТИНА МИРА" В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА.

1.1. Теоретическое определение понятия "картина мира".

Прежде чем приступить к рассмотрению мифопоэтической картины мира поэзии С. Есенина, следует выяснить , что представляет собой само понятие " картина мира". Термин "картина мира" был введен Людвигом Витгенштейном в "Логико-философском

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»