Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Музыка - 17 век

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Эволюция музыки достигает в первой половине 18 века блестящей

эпохи. Формы, которые зарождались в начале 17 века достигают высшей

ступени совершенства. Четыре великих мастера, работающие в четырех

различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное

искусство данного перидоа: Александро Скарлатти в Италии, Жан Филипп

Рамо во Франции, Иоганн Георг Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах

в Германии.

Можно различно оченивать их произведения: оценка зависит от

вкусов и направлений. Но в историческом нужно допустить, что все

четверо, каждый в своей области, выполнили свою миссию с равным

совершенством. Двое из них немцы. Сила их творчества сконцентрировала

вокруг себя все сущщественное, что было достигнуто до тех пор

европейской музыкой.

Однако итальянская музыка в первой половине 18 века еще

господствовала и, пожалуй, никогда не была более блестящей. По

Германии еще в 17 веке распросраняли обычай выписывать на должности в

придворныфх капеллах и на службу в театрах итальянцев, даже целиком

учреждать итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей

превосходили все, что видели до того времени. Итальянцы появляются

повсюду и занимают первые места в Англии, Польше, Росии, а не только в

германии. Одна франция стойко сопротивляется натиску итальянской оперы

и отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие ее стороны.

В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и принимает на

себя руководство музыкальным джижением в области оперы. Благодаря

Франческо Провенцеале и Александро Скарлатти неаполь до тех пор не

игравший значительной роли в ходе развития музыки дает свое имя школе

с определенным направлением и через это прославляется.

Александро Скарлатти родился в 1659 году в Сицилии, умер в в

Неаполе в 1725г., ученик Кариссими, после постановки в Риме в 1679 г.

своей первой оперы "Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером

при дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В 1694 Скарлатти

становится капельмейстером вице-короля в Неаполе. С 1703 по 1708 он

управляет метризой(муз. школой) при одной из римских церквей, затем

опят возвращается в Неаполь. Число сочинений Скарлатти колоссально:

одних опер 118, 700 кантат и т.д.

Фрпанческо Провенцеале - композитор целого ряда опер (комических

- "Раб своей супруги"), и серьезных на античные сюжеты (Кир, Креркс,

Эритрея и др.)Франческо провенцеале испытал влияние венецианцев, но

выработал в результате стиль, вскоре ставший характерным для всей

неаполитанской оперной школы, а затем и для всей итальянской оперы 18

века.

Стиль Неаполитанской школы отличается ярко выраженными

особенностями. Прежде всего - это стиль мелодический, базирующийся уже

целиком на нашей ладовой и тональной мажорно - минорной системе.

Мелодия - главный элемент неаполитанской музыки, мелодия богато

разросшаяся, страстная и знойная, выразительница могучего

непосредственного чувства. Это чувство, общее всем, - сразу, с первых

звуков, понятное. Таким образом, мелодика в неаполитанской школе -

сильнейший обобщающий и и объединяющий социальный фактор. Певучесть

(вокальность )-существенное качество этой лирико-драматической музыки.

Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные мелодические

речетативы неаполетанских опер с богатым инструментальным

сопровождением, отсюда - вся своеобразная конструкция

этих опер:последование арий, связанных речетативами.

Во Франции одним из ярчайших представителей оперного искусства

18 века является Жан Филипп Рамо (1683-1764). Рамо сперва проявлял

свою музыкальную деятельность как органист - теоретик и как композитор

клавесинной и культовой музыки. Только в 1733 ему удалось пирвлечь

- 2 -

внимание к себе как к театральному композитору своей оперой "Ипполит".

Это с начала до конца оригинальное, типичное французское произведение:

все в меру, все ясно, все взвешено, чувство умерено разумом,, вкусом и

привычной дисциплиной человека, сдерживаемого рамками общесвенной

вежливости, галанстности и иронии. Музыка Рамо - полный контраст с

чувсвенной обнаженностью итальянской лирики и с немецким "погружением

в себя", в личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо -редкий

случай-слились великий композитор и великий теоретик. Темперамент

композитора охлаждается рассудочностью исследователя, и, наоборот,

умозрительные выводы подержаны комозиторской проницательностью и

чувством, ибо тероетические работы Рамо все-таки скорее работы

практика-музыканта, идущего от опыта, чем подлинного мыслителя.

Другое типично французское качество музыки Рамо - ее

изобразительность, пластичность и театральность. Театр до конца 19

столетия был одним из самых важных органов французской

интеллектуальной жизни. Большая часть, если не вся французкая музыка17

и 18 века и дальше, включая Берлиоза, изобразительна и пластична и

является музыкой театра и балета. Вся концертная и камерная музыка

Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений Дебюсси, а в центре

- сифонии и оратории Берлиоза - связана с театральностью. Вот

еще несколько опер Рамо: Галантные Индейцы (1735), Кастор и Поллукс

(1737) Торжества Гебы (1739) Дарданус (1739).

Столь важная для истории музыкальной драмы реформа Глюка точкой

отправления имела неаполитанскую оперу, но сама реформа произошла на

французкой территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы своей

эпохи и создал произведение, до сих пор сопротивляющееся времени.

Античный миф ожил в искренней и задушевной, кристаллически я сной

музыке и в незамысловатом действии:ни интриг, ни интермедий, ни

второстепенных персонажей (один жалкитй амур фигурирует, как уступка

старым оперным вкусам). Хор и балет образуют органические звенья в

действии, ане случайные вставки. Знаменитое "нет" - суровый ответ

теней ада на мольбы Орфея - один из сильнейших драматических эффектов,

танцы и пение в Елисейских полях - один из трогательнейших моментов во

всей театральной западноевропейской музыке.

"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и главная роль еще

предназначалась для альта. Но итальянцы, привыкшие к полнокровной

чувственной мелодии и богатству колоракультуры, не поняли простоты

драматически выразительнойц музыки "Орфея". Глюк продолжал свое и

предложил венецианской публике "Альцесту", а за ней еще одну оперу

"Парис и Елена".

В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая музыка первой

половыны 18 века выдвинула две гигантские недосягаемые вершины. В

начале своей карьеры Гендель испытывал на себе неаполитанское влияние.

Поскольку оно было господствующим, такой властный талант, как талант

Генделя, не мог пройти мимо него, не преодолев его и тем самым не

обогатив своей техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не

лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего Генделя. То,

что было в нем лучшего и оригинального, не могло сполна проявиться в

чуждых ему формах. Как Глюк (и как впоследствии Моцарт), он должен был

создать свое собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко

организованной хоровой культовой музыкой дала ему в руки верное

средство воздействия. Лично для него тяжело было вынести неуспех его

опер и всей его борьбы за оперное дело, но для музыки провал Генделя в

этой области надо считать безусловно хорошим исходом: неудачи открыли

Генделю глаза и направили его на верную дорогу, може быть, против его

воли. Гендель писал оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все

значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия (1742) Ацисс и

Галатея, Эсфирь - 1732, Дебора - 1733, Празденство Александра или

- 3 -

Торжество Музыки - 1736, Саул - 1738, Израиль в египте - 1739, Самсон

- 1743, Валтасар - 1744, Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748, Сусанна,

Соломон, Феодора, Иефта - 1748-1751

Иоганн Себастьян Бах (1685 - 1750) - конечная точка длинной цепи

эволюции. Сочинения Баха - могучие своды здания и купол, венчающий

собой громадный монумент. Влияние Баха стало сильней чувствоваться не

при жизни его, а с начала 19 века. И если нельзя согласиться с мнением

современных мочитателей его искусства, что Бах - создатель всей

европейской музыки, то можно вполне считать его отцом современной

музыки. Баху не довелось побывать в Италии.

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»