Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Некрасов

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Поиск положительного героя в творчестве Некрасова

Лирический герой Некрасова почти всегда человек

надломленный, раздираемый внутренними противоречиями, мучимый

своим несовершенством. Этот глубокий духовный конфликт самого

поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял

его искать среди предшественников и современников свой идеал,

неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха и упрека".

То, что мы привыкли определять как "образ положительного

героя', и в малой степени не передает возвышенный идеал

некрасовской лирики, воплощенный то в собирательном образе

Гражданина, призывающего Поэта: "на благо ближнего живи", то в

образе пламенного певца, умевшего "любить - ненавидя '...

Образ ГЕРОЯ в творчестве Некрасова постоянно меняется:

ведь меняется время, меняется Россия, меняется и сам поэт.

Особые черты обретает этот ГЕРОЙ в пореформенную эпоху, в

некрасовском творчестве 6О-х годов.

Прошло совсем немного времени после проведения

демократических реформ - и стало ясно: общество обмануто. И

Некрасов, так поверивший было в исполнение заветных мечтаний о

свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не

состоялось. Однако теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне

звучит нечто новое: надлом, разочарование. И не только в

возможности все разом изменить: переживший крушение главных

своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся,

- в самом НАРОДЕ:

Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных

человеческих добродетелей - он меняется. в зависимости от

требований эпохи, в зависимости от сиюминутных задач своего

дела: "жизни во имя народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь,

когда народ увиделся Некрасову не только страдающим, но и

забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!

Некрасов первый из русских литераторов так близко подошел

к пониманию всей противоречивой глубины народного характера.

Ведь 60-е годы - время особой увлеченности народной темой: в

народе искали ответы на все вопросы, в нем видели исток и

надежду, полагая, что все - и духовное, и социальное -

сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте, в terra

incognita - в демосе.

В лирике Некрасова в то время призывы к

освобождению народа от крепостной зависимости стоят

рядом с размышлениями о том, что даст народу эта

свобода, как он ее примет, как осознает. Посмотрите:

его персонажи сейчас - подчеркнуто безответные,

забитые люди, безропотно принимающие любые

унижения. Таковы и строители железной дороги

("Железная дорога", 1864 г.), которые, подобно

древним рабам Египта, отдали здоровье, силы, а

многие и жизнь на строительстве, а потом легко

позволили себя обмануть управляющему; и ходоки

("Размышления у парадного подъезда", 1858 г,): шли

в столицу за правдой и легко уходят, непущенные

даже на порог "роскошных палат..." Автор не только

и не столько жалеет их, сколько пишется понять, в

чем причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:

Где народ, там и стон... Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?.

("Размышления у парадного подъезда", 1858г'.)

Одним из главных духовных ориентиров Некрасова был

Лермонтов. Вспомните горестную лермонтовскую "благодарность":

"За жар души, растраченный в пустыне"; вспомните его Пророка -

осмеянного, побиваемого каменьями за то, что посмел

провозглашать "любви и правды чистые ученья '. Та же мука

впустую растраченного душевного жара, то же неизбывное

страдание пророка, не услышанного своим народом, не узнанного

им, звучат в каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.

Художественное своеобразие поэмы "Кому на

Руси жить хорошо?"

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" занимает центральное

место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным

художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены

все волновавшие его проблемы; использованы высшие его

художественные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр

социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче:

показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и

будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после

реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся

народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.

Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к

истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены

крепостного права, но и саму философскую природу понятий

СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, ЧЕСТЬ, ПОКОЙ, ибо вне этого философского

осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть

будущее народа.

Принципиальная новизна жанра объясняет фрагментарность

поэмы, построенной из внутренне открытых глав. Объединенная

образом-символом дороги, поэма распадается на истории, судьбы

десятков людей. Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом

песни или повести, легенды или романа. Все вместе, в единстве

своем, они составляют судьбу русского народа, его исторический

путь от рабства к свободе. Именно поэтому лишь в последней

главе появляется образ "народного заступника" Гриши

Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

Лишь к этому моменту сам автор полностью увидел

композиционное и художественное решение своей поэмы и, умирая,

сожалел, что не успевает воплотить его: "Единственное, о чем я

жалею, - говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на

Руси..." Теперь я вижу, что это такая вещь, которая только

целиком будет иметь свое значение."

Авторская задача определила не только.жанровое

новаторство, но и все своеобразие поэтики произведения.

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и

образам. Поэму о народной жизни он целиком строит на

фольклорной основе. Обратите внимание: в "Кому на Руси жить

хорошо?" в той или иной степени "задействованы" все основные

жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

Каково же место и значение фольклора в поэме? У фольклора

свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои

законы и свои художественные средства. Самое же основное

отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в

нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ

слушает. В фольклоре авторскую пози

Художественное своеобразие поэмы "Кому на

Руси жить хорошо?"

Поэма "Кому на Руси жить хорошо?" занимает центральное

место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным

художественным итогом более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме; заново осмыслены

все волновавшие его проблемы; использованы высшие его

художественные достижения.

Некрасов не только создал особый жанр

социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче:

показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и

будущем. Начав писать "по горячим следам", то есть сразу после

реформы 1862 года, поэму об освобождающемся, возрождающемся

народе, Некрасов бесконечно расширил первоначальный замысел.

Поиски "счастливцев" на Руси увели его из современности к

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»