←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
В последнее время внимание исследователей русской культуры
привлекла своеобразная философская концепция Николая Федоровича
Федорова.
Оживление интереса к личности и идейному наследию Федорова не
случайно. Условия современной цивилизации, находящиеся в ситуации
экономического, энергетического и дгугих кризисов, общего
обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых
обращаться к истории науки и культуры, отыскивая в ней прообразы
решения возникших задач. Это обстоятельство и обусловило интерес к
Федорову и идеям русского космизма в целом. В русском космизме
можно выделить две тенденции: естественнонаучную и религиозную.
Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф.Федоров.
Федорову, легендарному библиотекарю Румянцевского музея (ныне
Библиотеки им. Ленина), оригинальному мыслителю конца прошлого
века, неизмеримо больше везло на восклицания удивления и тирады
преклонения, чем на пристальное исследование его идей и проектов.
Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский
"прочел как бы за свои". Л.Н.Толстой говорил:"Я горжусь, что живу
в одно время с подобным человеком", а Соловьев называл его
"дорогим учителем и утешителем".
Ходили рассказы о колоссальных познаниях Федорова, утверждали,
что он знал содержание буквально всех книг Румянцевского музея.
"Изумительным философом" назвал Федорова в своих воспоминаниях
К.Э.Циолковский.
Помимо философского учения Н.Ф.Федорова, его жизнь также
заслуживает внимания и изучения. Хотелось бы остановиться на
некоторых подробностях жизни Николая Федоровича, которые позволяют
наиболее ярко представить себе образ незаурядного человека.
Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его
отцом был князь П.И.Гагарин, а матерью - дворянская девица
Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил
отчество и фамилию своего крестного отца. После окончания
Тамбовской гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе.
Осень 1851 г. - поворотный рубеж в жизни Николая, внешне он
означен смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея,
внутренне - колоссальным переворотом, когда ему, по его
собственному признанию, открылась основная идея его учения,
"мысль, что чрез нас, через разумные существа, природа достигнет
полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное
и разрушаемое по ее еще слепоте" С этого времени все его
существование подчиняется единому заданию - разработке учения
"общего дела", попыткам его распространения. Четырнадцать лет
Федоров работает преподавателем истории и географии в уездных
училищах средней полосы России, проводя необычную систему
обучения, принцип активного участия самих учащихся в познавании,
когда материал знаний добывался не столько из учебников, сколько
из непосредственного изучения родного края, его географии,
растительного и животного мира, истории, запечатленной в местных
памятниках, из наблюдений над природными явлениями, звездным
небом.
Историю Федоров считал одной из самых важных областей
человеческого знания, к которой нельзя относиться формально.
Отсюда вырос позднее грандиозный проект "музея", один из основных
в учении Федорова.Интересно, что историю философ призывал изучать
первоначально не в глобальном, а в узком, интимном плане. Самое
важное для него - это знание своих собственных корней. Отсутствие
же этого знания, а тем более отказ от своих корней, по Федорову,
ведет к варварству, к безднам безнравственности. Это мы могли
отчетливо наблюдать на примере нашей "коммунистической" истории,
когда отказ от своих родных в некоторыых случаях считался чуть ли
не обязательным делом. И именно сейчас многие заново открывают для
себя забытые или просто незнакомые страницы истории собственной
семьи.
Николай Федорович жил напряженной духовной жизнью. Он всецело
посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои
материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не
более четырех или пяти часов в сутки на непокрытом горбатом
сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое.
Его пища состояла из чая с черствыми булочками, сыра или
соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не употреблял горячую пищу.
Деньги были для него помехой. Получая незначительное
жалование(менее четырехсот рублей в год), он отказывался от
всякого повышения его. Значительную часть жалования Федоров
ежемесячно раздавал своим "стипендиатам". Он не хотел владеть
каким-либо имуществом и никогда не имел даже теплого пальто. В то
же время Федоров не признавал себя аскетом и искренне сердился,
когда ему об этом говорили.
Еще с конца шестидесятых годов один из наиболее близких друзей
и последователей Николая Федоровича Н.П.
Петерсон стал записывать размышления вслух своего учителя. Он же и
отправил в декабре 1877 г. краткий конспект федоровского учения
Ф.М.Достоевскому. В ответ на взволнованное и чрезвычайно
заинтересованное письмо знаменитого писателя Федоров и начал более
систематическое и полное изложение своих философско- этических
взглядов, которое затем составило значительную часть его основного
произведения - "Вопроса о братстве, или родстве, о причинах
небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о
средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым,
духовным и светским, к верующим и неверующим."
Федоров ставит вопрос о самом главном разделении, царящем в
мире: отрыве мысли от дела, разделении на "ученых" и "неученых".
Основной порок "ученых" определяется Федоровым как пассивное,
созерцательное, теоретически-познавательное отношение к миру.
Крайним следствием такого отношения недаром становится превращение
мира в представление, в фикцию. Иначе относится к миру большинство
"неученых", которые своим практическим трудом непосредственно
вторгаются в безусловную материальную реальность мира. Но действие
"неученых" в мире ограничено узкими, прагматическими мотивами.
Надо дать ему безбрежно широкий творческий выход, осветив знанием,
одушевив высшей целью. Важное место в этой задаче принадлежит
самим "ученым".
Безусловно, что в обществе существует деление на "ученых" и
"неученых". Но мне кажется, что Федоров чересчур обостряет этот
вопрос, так как первоначально оторванное от практики теоретическое
исследование в конце концов находит применение в жизни. Ведь все
технические средства, которые мы сейчас используем - это
воплощение научной мысли, существующей ранее лишь на бумаге и
далеко отстоящей от практики. Важно только, чтобы плоды
умственного труда не обращались во вред человечеству.На это
обстоятельство Федоров обращает особое внимание. Сейчас, как мне
кажется, все больше и больше людей начинают это осознавать.
Необдуманные решения и действия привели к массе проблем, которые
беспокоили философа уже в прошлом веке, которые он так ясно
предвидел. Это и экологические проблемы, и истощение ресурсов,
сельскохозяйственные вопросы и т.д. Об этом речь пойдет позднее.
Возвратимся к переписке Федорова с Достоевским. Хотя
Достоевский умер, так и не дождавшись этого сочинения, то, что
прислал ему Петерсон, оказалось достаточным, чтобы отразиться в
творчестве последних лет писателя, в романе "Братья Карамазовы".
Переписку Николая Федоровича с Достоевским внимательно изучает
Вл.Соловьев, к этому времени уже лично знакомый с Федоровым. В
восторженном письме к последнему Соловьев дает высочайшую оценку
его идеям. Более того, одно из публичных выступлений Соловьева
должно было стать, по договоренности с Федоровым, первым
общественным обнаружением его учения. Но этого не произошло.
Реферат, с которым выступал Соловьев, а также другие его работы
глубоко разочаровали Николая Федоровича.
На восьмидесятые годы приходится и довольно интенсивное личное
общение и духовный диалог-полемика Федорова с Л.Толстым, которые
отразились
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|