Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Николай Федорович Федоров

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


В последнее время внимание исследователей русской культуры

привлекла своеобразная философская концепция Николая Федоровича

Федорова.

Оживление интереса к личности и идейному наследию Федорова не

случайно. Условия современной цивилизации, находящиеся в ситуации

экономического, энергетического и дгугих кризисов, общего

обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых

обращаться к истории науки и культуры, отыскивая в ней прообразы

решения возникших задач. Это обстоятельство и обусловило интерес к

Федорову и идеям русского космизма в целом. В русском космизме

можно выделить две тенденции: естественнонаучную и религиозную.

Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф.Федоров.

Федорову, легендарному библиотекарю Румянцевского музея (ныне

Библиотеки им. Ленина), оригинальному мыслителю конца прошлого

века, неизмеримо больше везло на восклицания удивления и тирады

преклонения, чем на пристальное исследование его идей и проектов.

Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский

"прочел как бы за свои". Л.Н.Толстой говорил:"Я горжусь, что живу

в одно время с подобным человеком", а Соловьев называл его

"дорогим учителем и утешителем".

Ходили рассказы о колоссальных познаниях Федорова, утверждали,

что он знал содержание буквально всех книг Румянцевского музея.

"Изумительным философом" назвал Федорова в своих воспоминаниях

К.Э.Циолковский.

Помимо философского учения Н.Ф.Федорова, его жизнь также

заслуживает внимания и изучения. Хотелось бы остановиться на

некоторых подробностях жизни Николая Федоровича, которые позволяют

наиболее ярко представить себе образ незаурядного человека.

Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его

отцом был князь П.И.Гагарин, а матерью - дворянская девица

Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил

отчество и фамилию своего крестного отца. После окончания

Тамбовской гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе.

Осень 1851 г. - поворотный рубеж в жизни Николая, внешне он

означен смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея,

внутренне - колоссальным переворотом, когда ему, по его

собственному признанию, открылась основная идея его учения,

"мысль, что чрез нас, через разумные существа, природа достигнет

полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное

и разрушаемое по ее еще слепоте" С этого времени все его

существование подчиняется единому заданию - разработке учения

"общего дела", попыткам его распространения. Четырнадцать лет

Федоров работает преподавателем истории и географии в уездных

училищах средней полосы России, проводя необычную систему

обучения, принцип активного участия самих учащихся в познавании,

когда материал знаний добывался не столько из учебников, сколько

из непосредственного изучения родного края, его географии,

растительного и животного мира, истории, запечатленной в местных

памятниках, из наблюдений над природными явлениями, звездным

небом.

Историю Федоров считал одной из самых важных областей

человеческого знания, к которой нельзя относиться формально.

Отсюда вырос позднее грандиозный проект "музея", один из основных

в учении Федорова.Интересно, что историю философ призывал изучать

первоначально не в глобальном, а в узком, интимном плане. Самое

важное для него - это знание своих собственных корней. Отсутствие

же этого знания, а тем более отказ от своих корней, по Федорову,

ведет к варварству, к безднам безнравственности. Это мы могли

отчетливо наблюдать на примере нашей "коммунистической" истории,

когда отказ от своих родных в некоторыых случаях считался чуть ли

не обязательным делом. И именно сейчас многие заново открывают для

себя забытые или просто незнакомые страницы истории собственной

семьи.

Николай Федорович жил напряженной духовной жизнью. Он всецело

посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои

материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не

более четырех или пяти часов в сутки на непокрытом горбатом

сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое.

Его пища состояла из чая с черствыми булочками, сыра или

соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не употреблял горячую пищу.

Деньги были для него помехой. Получая незначительное

жалование(менее четырехсот рублей в год), он отказывался от

всякого повышения его. Значительную часть жалования Федоров

ежемесячно раздавал своим "стипендиатам". Он не хотел владеть

каким-либо имуществом и никогда не имел даже теплого пальто. В то

же время Федоров не признавал себя аскетом и искренне сердился,

когда ему об этом говорили.

Еще с конца шестидесятых годов один из наиболее близких друзей

и последователей Николая Федоровича Н.П.

Петерсон стал записывать размышления вслух своего учителя. Он же и

отправил в декабре 1877 г. краткий конспект федоровского учения

Ф.М.Достоевскому. В ответ на взволнованное и чрезвычайно

заинтересованное письмо знаменитого писателя Федоров и начал более

систематическое и полное изложение своих философско- этических

взглядов, которое затем составило значительную часть его основного

произведения - "Вопроса о братстве, или родстве, о причинах

небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о

средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым,

духовным и светским, к верующим и неверующим."

Федоров ставит вопрос о самом главном разделении, царящем в

мире: отрыве мысли от дела, разделении на "ученых" и "неученых".

Основной порок "ученых" определяется Федоровым как пассивное,

созерцательное, теоретически-познавательное отношение к миру.

Крайним следствием такого отношения недаром становится превращение

мира в представление, в фикцию. Иначе относится к миру большинство

"неученых", которые своим практическим трудом непосредственно

вторгаются в безусловную материальную реальность мира. Но действие

"неученых" в мире ограничено узкими, прагматическими мотивами.

Надо дать ему безбрежно широкий творческий выход, осветив знанием,

одушевив высшей целью. Важное место в этой задаче принадлежит

самим "ученым".

Безусловно, что в обществе существует деление на "ученых" и

"неученых". Но мне кажется, что Федоров чересчур обостряет этот

вопрос, так как первоначально оторванное от практики теоретическое

исследование в конце концов находит применение в жизни. Ведь все

технические средства, которые мы сейчас используем - это

воплощение научной мысли, существующей ранее лишь на бумаге и

далеко отстоящей от практики. Важно только, чтобы плоды

умственного труда не обращались во вред человечеству.На это

обстоятельство Федоров обращает особое внимание. Сейчас, как мне

кажется, все больше и больше людей начинают это осознавать.

Необдуманные решения и действия привели к массе проблем, которые

беспокоили философа уже в прошлом веке, которые он так ясно

предвидел. Это и экологические проблемы, и истощение ресурсов,

сельскохозяйственные вопросы и т.д. Об этом речь пойдет позднее.

Возвратимся к переписке Федорова с Достоевским. Хотя

Достоевский умер, так и не дождавшись этого сочинения, то, что

прислал ему Петерсон, оказалось достаточным, чтобы отразиться в

творчестве последних лет писателя, в романе "Братья Карамазовы".

Переписку Николая Федоровича с Достоевским внимательно изучает

Вл.Соловьев, к этому времени уже лично знакомый с Федоровым. В

восторженном письме к последнему Соловьев дает высочайшую оценку

его идеям. Более того, одно из публичных выступлений Соловьева

должно было стать, по договоренности с Федоровым, первым

общественным обнаружением его учения. Но этого не произошло.

Реферат, с которым выступал Соловьев, а также другие его работы

глубоко разочаровали Николая Федоровича.

На восьмидесятые годы приходится и довольно интенсивное личное

общение и духовный диалог-полемика Федорова с Л.Толстым, которые

отразились

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»