Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


- 2 -

2СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ.................................................. 3

1.Философско-педагогические взгляды Иоанна Златоустого

на процесс познания и обучения.......................... 7

2.Единство обучения и воспитания как условие целостного

педагогического процесса................................ 23

3.Сотношение светского и религиозного в образовании....... 33

4.Целомудрие как основа нравственного воспитания.......... 53

5.Роль учителя в реализации педагогических принципов..... 72

6.Воспитательное влияние семьи на ребенка................. 85

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................ 104

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 113

.

- 3 -

2ВВЕДЕНИЕ

В наше время наблюдается неуклонно растущий интерес к духов-

ным основам православного воспитания. И это не случайно, посколь-

ку нельзя оставить без внимания тот факт, что христианство с мо-

мента его принятия нашими предками стало духовной доминантой жиз-

ни и оказало огромное влияние на способы постановки и пути реше-

ния педагогических проблем. Православная педагогика задала иной

смысл воспитания, суть которого - дать личности ребенка раскрыть-

ся в полноте ее сил, осуществить то, что заложено Творцом в глу-

бине, в основе ее своеобразия и особенностей, выдвинула приоритет

духовного над естественным.

Система русского православного образования и воспитания кор-

нями уходит в византийскую педагогическую традицию, видевшую

смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в нас-

тавлении его на путь спасения, что возможно было достигнуть двумя

способами: путем познания и образа жизни. Для наших предков, как

отмечали К.Н.Леонтьев, А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, "византизм не

был мертвым грузом, а живым настоящего и будущего", не просто

средневековой культурой, а вселенским феноменом. Православная пе-

дагогическая традиция Руси вобрала в себя византийскую, отбросив

католический рационализм как нечто внешнее, рассудочное и обрати-

лась к внутреннему, направленному к Богу, идущему от сердца -

высшего и совершенного органа богопознания. Таким образом, насле-

дие Византии послужило ориентиром России в вопросах веры и соот-

ветственно педагогики;

В этом наследии ведущее место занимает один из образованней-

ших и авторитетных Отцов Церкви - Иоанн Златоустый. Труды святи-

- 4 -

теля представляют собой неисчерпаемую сокровищницу для педаго-

га-христианина и для обычного современного учителя или воспитате-

ля.

Много веков назад творения Златоуста были предметом чтения и

письма, высоко оценивались нашими предками. Стиль изложения отли-

чается ясностью, естественностью, простотой, психологической

приспособленностью к душевному состоянию читателей, богатством

внутреннего содержания.

Не случайно среди сонма святых только трех Православная цер-

ковь называет вселенскими учителями - Григория Богослова, Василия

Великого и Иоанна Златоустого. Вряд ли кто может сравниться с

последним по высоте жизни, по силе слова, по способности донести

до понимания каждого человека истины Священного Писания.

Для нас особенно важно то, что этот великий проповедник и

писатель древней церкви довольно часто и во многих местах своих

творений обращается к вопросам педагогики. Отметим, что исследо-

вания творений Иоанна Златоустого имели место до революции, но их

трактовка не всегда понятна современному читателю. Необходимо но-

вое, более приспособленное нашему времени прочтение его трудов,

что позволит обрисовать общую картину православного образования и

воспитания, ответить на насущные вопросы педагогики прошлого и

современности.

Исходя из вышеизложенного, _темой . исследования мы предлагаем:

"Православные основы педагогики Иоанна Златоустого".

_Объект исследования .: педагогическая теория воспитания Иоанна

Златоустого.

_Предмет исследования: . православные основы педагогики Иоанна

Златоустого.

- 5 -

_Цель исследования .: раскрыть православный педагогический

аспект творений Иоанна Златоустого, показать возможность исполь-

зования его педагогических взглядов в современной практике воспи-

тания и обучения.

_Задачи исследования .:

1) Проанализировать философские и психологические взгляды

Иоанна Златоустого на воспитание.

2) Рассмотреть специфику процессов познания, обучения, вос-

питания в трактовке Иоанна Златоустого.

3) Раскрыть педагогическую концепцию святителя Иоанна Злато-

устого с точки зрения ее использования в современном православном

и светском воспитании и обучении.

_Основные методы исследования: . теоретический анализ творений

святителя Иоанна Златоустого, святоотеческой, философской, психо-

лого-педагогической литературы, современных работ по православной

педагогике; сопоставительный анализ, элементы герменевтики.

В качестве источников использованы труды святителя Иоанна

Златоустого "О воспитании", "Беседы на Книгу Бытия" (первый и

второй тома), "Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова", слово

третье "К верующему отцу", а также ряд других посланий, бесед,

входящих в двенадцатитомное собрание творений святителя, текст

Евангелия и Апостольских деяний, работы по православной педагоги-

ке В.В.Зеньковского, Г.И.Шиманского, Г.Каледы, психолого-педаго-

гическая литература.

_Научная новизна и теоретическая значимость .: педагогические

представления святителя Иоанна раскрыты с учетом современного пе-

дагогического контекста, определены условия освоения и внедрения

в современную педагогическую практику наследия святоотеческой ли-

- 6 -

тературы, прежде всего представленной творениями святителя Иоанна

Златоустого.

_Практическая значимость .: проведенного исследования состоит в

том, что результаты его могут быть использованы в практике совре-

менных православных гимназий, школ; в курсе преподавания истории

педагогики в высших учебных заведениях.

_Апробация работы. . Фрагменты исследования были представлены

на студенческой конференции в ЕГПИ (апрель 1998 г.)

Работа состоит из введения, шести разделов, заключения и

списка литературы.

.

- 7 -

1.ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА

ЗЛАТОУСТОГО НА ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Предварим наше исследование процесса познания и процесса

обучения рассмотрением теории познания. С точки зрения современ-

ной педагогической науки теория познания связана с отражением

объективной действительности в сознании человека. Познание су-

ществует как активность человеческой психики, направленная на

приобретение знаний о законах развития материального мира. Актив-

ность человека носит осознанный характер, опосредуется целеполо-

ганием и самосознанием таким образом обучение ставит целью раск-

рыть и передать детям истину, сформировать научно теоретическое

мышление.

Научная педагогическая концепция предполагает знание относи-

тельной и абсолютной истины. Относительная истина или, точнее

сказать, истины оформлены в виде теории, раскрывающих процес раз-

вития чувственного мира. Как отмечает А.А.Радугин, - они (научные

теории) формируют истину в каких-то исторических конкретных,при-

ходящих формулах, высказываниях, теориях. Развитие познания, с

этой точки зрения, можно представить как длительный, непрекращаю-

щийся процес движения относительных истин, которые приводят к на-

коплению и обогащению человеческого знания.Абсолютная истина

предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных ис-

тин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории

своего развития.Только те результаты познания, которые прошли

проверку

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»