Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Педагогические взгляды А.С. Пушкина

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


О т д е л н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я

РЕФЕРАТ

Тема: Педагогические взгляды А.С.Пушкина.

Работу выполнила: Козлова Олеся

ученица 11а класса

средней школы № 22

г. Губахи.

Руководитель: Нижникова И.Э.

Губаха, 2000 г.

П Л А Н .

Стр.

I. Вступление

1. Пушкин первый во всем…………………………3

2. Почему меня заинтересовала данная тема..……...5

II. 1. Состояние образования в России..……………6

а) Воспитание юношей в дворянских семьях.…....12

б) Воспитание девушек в дворянских семьях…….17

2. Пушкин – учитель на все времена…………...27

III. Заключение……………………………..…………35

П

ервый русский национальный поэт, родоначальник всей последующей русской литературы, начало всех начал ее – таково справедливо и точно признанное место и значение Александра Сергеевича Пушкина в развитии отечественного искусства слова. Читая Пушкина, слышишь его голос. Он говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми, схватывающими все с полуслова. Поэт предстает перед нашим современником уникальной личностью, художником-новатором, мыслителем, историком, публицистом, фактическим участником борьбы с самодержавием, с крепостничеством, и прекрасным педагогом.

До Пушкина не было в России истинных поэтов; русская публика знала поэзию только по слухам, из переводов или по слабым опытам, в которых искры поэзии гасли в пучине риторики или льдах внешней холодной отделки. Пушкин дал первые художественные произведения на родном языке, познакомил с неведомою до него поэзией.

Он - истинный отец русской поэзии, он - воспитатель эстетического чувства и любви к благородным и эстетическим наслаждениям в русской публике, масса которой значительно увеличилась благодаря ему, - вот его права на вечную славу в русской литературе. И вся последующая литература шла от Пушкина, как от своего основоположника и учителя.

Но Пушкин не был таким учителем, у которого ученики взяли то, что им было нужно, и пошли дальше, не оглядываясь на оставленного позади старика, - учителя, какими для самого Пушкина были Державин, Батюшков, Жуковский. Пушкин был и остается учителем, как непревзойденный мастер; над ним до сих пор ломают головы, тщетно стараясь открыть законы и тайны несравненного звучания его стиха.

Н

а протяжении всей школьной жизни, при изучении произведений Пушкина мне неоднократно приходилось слышать, что поэт своими произведениями дает ответы на многочисленные жизненные ситуации, что он замечательный учитель и наставник. Эти слова не давали мне покоя, и я решила перечитать его произведения уже под другим углом зрения и убедиться, что он действительно дает умные, полезные советы, учит, как поступать в той или иной ситуации. Несмотря на то, что с Пушкиным нас разделяют уже почти два века, и жизнь стала совершенно другой, но остались извечные вопросы, которые задавали себе люди во все времена: “что такое любовь, благородство, честь, достоинство, патриотизм?” И лучшими ответами на эти вопросы могут служить дела, поступки, характеры Пушкинских героев. Перечитав произведения А.С.Пушкина и критическую литературу, я решила написать реферат на тему: “Педагогические взгляды Пушкина.”

А

.С.Пушкин – неутомимый просветитель народов России. Сознавая, что большинство русских людей безграмотно, он относился к ним с глубоким уважением. “Человек безграмотный, – писал поэт, – не есть урод и не находится вне вечных законов природы.” Его серьезно беспокоила безграмотность народа.

А.С.Пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, ее духовного обогащения. “Образование будит мысль”, – подчеркивал поэт.

Он искренне радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвященной критическому анализу альманаха «Денница», он обратил внимание читателей на то, что в 1829 году учебных книг разошлось почти на треть больше, чем в 1828 г.

“Ученые и писатели, какого б рода они не были, – указал в статье «Отрывки из писем, мысли и замечания», – всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности … Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить все выстрелы и все невзгоды, все опасности.”

В ноябре 1826 года по распоряжению царя Николая I А.С.Пушкин написал записку “О народном восстании”. Поводом для разработки этой записки явились революционные события 1825 года. Предложения А.С.Пушкина, его рассуждения о роли восстания в обществе были отвергнуты Николаем I. А 23 декабря 1826 года шеф жандармов Бенкендорф известил поэта о том, что царь, ознакомившись с его мыслями, изволил заметить, что принятое им правило, будто бы просвещение и гений служат основанием совершенства, “есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и подвергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание.”

Что же писал А.С.Пушкин в указанной записке, и что, мягко говоря, не понравилось царю? Прежде всего, поэт выразил сочувствие декабристам. “Вероятно, – писал он, – родственники и друзья погибших со временем успокоятся, поймут их.” Далее поэт говорит о том, что не образование, а чины сделались страстью, тогда как надо увлечь все юношество в общественные заведения, “должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм.” “…Отсутствие воспитания, – утверждает А.С.Пушкин, – есть корень всякого зла.”

Поэт резко отрицательно относится увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребенок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знанием начальных основ наук, двух – трех иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мнению А.С.Пушкина, – это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Он поддерживает так называемые «ланкастерские» школы как составной элемент военного образования, ратует, далее, за расширение сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением срока обучения. И, наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий. А.С.Пушкин выступил против запретительных мер в отношении обучения молодежи в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях.

В произведения и статьях А.С.Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.

А.С.Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодежи. “Безнравственное сочинение есть то, – писал он, – коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство.” Вместе с тем поэт говорил, что описывать человеческие слабости, заблуждения и страсти не есть безнравственность, как анатомическое вскрытие не есть убийство. Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя, скребущего сердце.

Поэт в своих произведениях высмеивал тех, кто объявляет себя патриотами на том основании, что любит ботвинью, а его дети бегают в красных рубашках. Он призывал изучать историю своего отечества, ибо, по его мнению, только невежественные люди не уважают прошлого. А.С.Пушкин писал: “Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…” Неуважение к предкам он считал первым признаком безнравственности.

А.С.Пушкин исключительно высоко ценил фундаментальную книгу Н.М.Карамзина "История государства Российского", которая для русских людей той поры явилась настоящим открытием. "Древняя Россия, как оказалось, - писал поэт, - найдена Карамзиным как Америка Колумбом." Пушкин негодовал, что почти никто не сказал "спасибо" писателю, посвятившему двенадцать лет напряженной работе с книгой.

А.С.Пушкин - создатель и неутомимый пропагандист русского литературного языка и русской классический литературы. Он звал "глаголом жечь сердца людей". Его девизом было следующее изречение: "Чтение - вот лучшее учение". При этом поэт считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а не беспорядочным, эпизодическим, случайным. Будучи прекрасным языковедом, А.С.Пушкин утверждал, что славяно-русский

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»