Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

По произведениям Тургенева

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


По статье Писарева “Лирика Тютчева”

Монографический реферат

ученицы 10 “Б” класса Королюка Алексея

дата: 20.01.97 учитель:

оценка:

План 1. Высказывание И. Аксакова, Н.Некрасова, И.Тургенева, Ф.Достоевского, Л.Толстова.

2. Поэт “для немногих” - так считало общество.

3. Поэтическая школа Тютчева.

4. “Певец природы”.

5. “Проза на языке стихов”.

Литературно послужной список не объемист; Имя мало знаемое в массах грамот-ное, даже образованной нашей публики... А между тем этим самым стихотворениям, еще с начала пятидесятых годов, отводится русской критикой место чуть не наряду с пушкинскими; это самое имя, в течение целой четверти века, во всех светских и лите-ратурных кругах Москвы и Петербурга чтился и славился, знаменуя собою мысль, по-эзию, остроумие в самом изящном соединении. Странное противоречие, не правда ли? Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значе-нии? Эту несоразмерность внешнего объема литературной деятельности с обнаружен-ной автором силой дарований?.. Но и здесь еще не конец недоумений, не редко возбуж-даемых именем Тютчева. Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, появлявшимися вслед за его кончиной вместе с выражениями ис-кренней скорби, мы позволили себе добавить еще и свои. Тютчев был не только само-бытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосоз-нания.

И. Аксаков

Немного написал Тютчев, но имя его всегда останется в памяти истинных цените-лей и любителей изящного наряду с воспоминаниями нескольких светлых минут, испы-танных при чтении его стихотворений. История литературы также не должна забыть этого имени.

Н. Некрасов.

Тютчев может сказать себе, что он, по выражению одного поэта, создал речи, ко-торым не суждено умереть, а для истинного художника выше подобного сознания на-грады нет.

И. Тургенев.

Ф. И. Тютчев, наш великий поэт.

Ф. Достоевский.

Так не забудьте же Тютчева достать. Без него нельзя жить.

Л. Толстой.

Своеобразной была судьба Тютчева-поэта. Долгое время в читательских кругах его имя попросту не замечали, или же считали поэтом “для немногих”. А между тем среди этих "немногих” были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Черны-шевский, Добролюбов. Уже один перечень имен таких ценителей, столь различных по своим литературно-эстетическим взглядам, указывает на то, что поэзия Тютчева сужде-но было будущее.

Когда-то Тургенев уверял, что “о Тютчеве не спорят, - кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии”. Слова эти отзываются политическим задором и направлены против тех, кто пренебрежительно относится к Тютчеву. Но по-эты бывают разные, и сама поэзия многолика. Любовь к тому или иному поэту зависит, прежде всего, от причин глубоко субъективных, индивидуальных, и навязать ее нельзя. Невозможно требовать от одного и того же читателя, чтобы он одинаково “чувствовал” Тютчева и, скажем, Некрасова, - поэтов очень не схожих между собою (что не помеша-ло именно Некрасову “открыть” в 1850 г. Тютчева). Бесспорно, однако, что тот, кто од-новременно находит отзвук своим мыслям и чувствам в поэзии Тютчева и Некрасова, вызывает большую поэтическую широту и чуткость, чем тот, кто признает одного и от-вергает другого.

Некогда Фет относил Тютчева к “величайшим лирикам на Земле”. В ту пору это суждение могло казаться и преувеличенным и вызывающим. Но прошли годы... И те-перь уже имя Тютчева среди “величайших лириков мира” утверждено незыблемо. Об этом свидетельствует и растущий из года в год интерес к нему у нас, на Родине поэта, и усилившийся интерес к нему за рубежом ...

Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 г., когда ему еще не ис-полнилось 16 лет. Со второй половины 20-х годов наступает рассвет его творческого таланта.

Русский и западноевропейский романтизм был своего рода поэтической школой Тютчева. И не только поэтической, но и философской, ибо, наряду с Баратынским, Тютчев - крупнейший представитель русской философской лирики. Однако это не сле-дует принимать слишком прямолинейно. Романтизм, как литературное направление, развивался в эстетической атмосфере, насыщенным идеалистическими философскими представлениями. Многие из них были восприняты Тютчевым, но это не значит, что его лирика превратилась в стихотворное изложение некой - чужой или своей - фило-софской системы. Стихи Тютчева - это, прежде всего, самое полное выражение внут-ренней жизни поэта, неутомимой работы его мысли, сложного противоборства волно-вавших его чувств. Все передуманное и перечувствованное им самим неизменно облек-лось в его стихах в художественный образ и подымалось на высоту философского обобщения.

Тютчева принято называть “певцом природы”. Автор “Весенней природы” и “Ве-сенних вод” был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет бездушного любования. Приро-да вызывает у поэта размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах чело-веческого бытия.

Идея тождества природы и человека проникает собою лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэзии. Для него природа - такое же одушевлен-ное, “разумное” существо, что и человек.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Образный параллелизм, которым охотно пользуется Тютчев, осуществляется им по-разному. Не редко представление о тождестве явлений внешнего мира и мира внут-реннего он подчеркивает самой композицией стихотворения. Вспомним “Фонтан”, “Поток сгустился и тускнеет...”, “Еще земли печали вид ...”. Каждое стихотворение со-стоит из двух равных строф: в первой дается образ природы, во второй раскрывается его иносказательный смысл. К этим стихам близко по своей композиции и стихотворе-ние “В душном воздуха молчание ...”. Оно также разделено на две равные, хотя менее заметные на глаз части. В первых трех строфах изображается приближение грозы, в трех остальных - душевное волнение молодой девушки, ощущающей наплыв еще не-знакомого ей чувства любви. Еще органичнее, в виде “двух проявлений стихия одной”, показано тождество природы и человека в стихотворении “Волна и душа”. Во многих стихах Тютчева прямой образный параллелизм отсутствует, но угадывается в виде своеобразного символического подтекста (например, “Что ты клонишь над водами ...”, “Обвеян вещею дремотой ...”).

Обычно природы изображается поэтом через глубоко эмоциональное восприятие человека, стремящегося слиться с нею, ощутить себя частицей великого целого, вкусить “благодать” “земного самозабвения”. Но Тютчеву были ведомы и минуты мучительного сознания, что между природой и человеком существует и трагическое отличие. Приро-да вечна, неизменима. Не таков человек - “царь земли” и в то же время “мыслящий тростник”, быстро вянущей “злак земной”. Человек проходит, природа остается ...

Гармония обнаруживается в природе даже в ”стихийных спорах”. Вслед за бурями и грозами неизменно поступает “успокоение”, озаренное солнечным сиянием и осенен-ное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, обогащая ее мно-гообразием чувств, но чаще оставляя после себя боль утраты и душевную опустошен-ность.

Философская подоснова не делает тютчевскую лирику природы абстрактной. Еще Некрасов восхищался умением поэта воссоздавать в глазах читателя “пластически вер-ное” изображение внешнего мира. Пользуется ли Тютчев всеми красками своей поэти-ческой палитры, прибегает ли к словесным полутонам и оттенкам, он всегда вызывает в нашем представлении в точные, зримые и верные действительности образы. И как бы ни была идеалистична его философия природы, ее художественное воплощение дорога нам тем, что поэт превосходно умел передавать в своих стихах жизнь природы в ее вечной смене явлений. Эту жизнь он улавливал в бурливом гомоне великих вод, в тре-петании молодых березовых листьев “с новорожденною их тенью”, в переливах зрею-щих нив, в “блеске движения” моря, в ”легком шелесте” осенних деревьев. “Чудную жизнь” природы Тютчев ощущал даже под сказочным покровом “Чародейки Зимы”.

К лучшим созданиям Тютчева принадлежат не только стихи о природе, но и лю-бовные стихотворения проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной чело-вечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших душевных пережива-ний. Меньше всего в них ускобиографического, хотя нам почти всегда известны имена вдохновителей поэта.

Так, мы знаем, что на заре своей молодости Тютчев любил “младую фею” Амалию Лерхенфельд (в замужестве баронессу Крюденер). Впоследствии, после многолетней разлуки, он вновь встретился с ней, когда ему было уже шестьдесят семь лет, а ей ше-стьдесят два года.

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»