Поэзия Анны Ахматовой
А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и
социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту
бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто
приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.
Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему
продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.
Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия,
поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не
смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России
может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:
"Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам".
Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи
появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в
следующем году вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же
Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских
поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой
был связан с А.Блоком. Муза Блока оказалась повенчана с музой
Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и
характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии
Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от
образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в
своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб:
любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой.
Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера
передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему
в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова
сумела написать поражающие духом обновления строки:
"Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано -
Отчего же нам стало светло?"
Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.
Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя
под знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение
пушкинского мира продолжалось всю жизнь.
Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,
оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.
Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого
заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова
называла любовь "пятым временем года". Чувство, само по себе острое
и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в
предельном, кризисном выражении - взлета или падения, первой
встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или
смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле
с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом
психологического сюжета и к необычностям лирической баллады,
жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада").
Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще
чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт
русской уже не только поэзии, но и прозы:
"Слава тебе, безысходная боль,
Умер вчера сероглазый король.
..............................
...А за окном шелестят тополя:
Нет на земле твоего короля".
Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:
"О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем".
Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии
звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и
других.
В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют,
а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением,
"последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала
великий "Реквием".
Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;
творчество было ее жизнью.
|
|