Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Поэзия Анны Ахматовой

Поэзия Анны Ахматовой

А. А. Ахматова творила в очень сложное время, время катастроф и

социальных потрясений, революций и войн. Поэтам в России в ту

бурную эпоху, когда люди забывали, что такое свобода, часто

приходилось выбирать между свободным творчеством и жизнью.

Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему

продолжали творить чудеса: создавались чудесные строки и строфы.

Источником вдохновения для Ахматовой стали Родина, Россия,

поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не

смогла уехать в эмиграцию, так как она знала, что только в России

может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:

"Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам".

Но давайте вспомним начало пути поэтессы. Ее первые стихи

появились в России в 1911 году в журнале "Аполлон", а уже в

следующем году вышел и поэтический сборник "Вечер". Почти сразу же

Ахматова была поставлена критиками в ряд самых больших русских

поэтов. Весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой

был связан с А.Блоком. Муза Блока оказалась повенчана с музой

Ахматовой. Герой блоковской поэзии был самым значительным и

характерным "мужским" героем эпохи, тогда как героиня поэзии

Ахматовой была представительницей "женской" поэзии. Именно от

образов Блока во многом идет герой ахматовской лирики. Ахматова в

своих стихах является в бесконечном разнообразии женских судеб:

любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой.

Ахматова показала в искусстве сложную историю женского характера

передовой эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Вот почему

в 1921 году, в драматическую пору своей и общей жизни, Ахматова

сумела написать поражающие духом обновления строки:

"Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло,

Все голодной тоскою изглодано -

Отчего же нам стало светло?"

Так что в известном смысле Ахматова была и революционным поэтом.

Но она всегда оставалась и поэтом традиционным, поставившим себя

под знамена русской классики, прежде всего, Пушкина. Освоение

пушкинского мира продолжалось всю жизнь.

Есть центр, который как бы сводит к себе весь остальной мир поэзии,

оказывается основным нервом, идеей и принципом. Это любовь.

Стихия женской души неизбежно должна была начаться с такого

заявления себя в любви. В одном из своих стихотворений Ахматова

называла любовь "пятым временем года". Чувство, само по себе острое

и необычайное, получает дополнительную остроту, проявляясь в

предельном, кризисном выражении - взлета или падения, первой

встречи или совершившегося разрыва, смертельной опасности или

смертельной тоски, потому Ахматова так тяготеет к лирической новелле

с неожиданным, часто прихотливо-капризным концом

психологического сюжета и к необычностям лирической баллады,

жутковатой и таинственной ("Город сгинул", "Новогодняя баллада").

Обычно ее стихи - начало драмы, или только ее кульминация, или еще

чаще финал и окончание. И здесь она опиралась на богатый опыт

русской уже не только поэзии, но и прозы:

"Слава тебе, безысходная боль,

Умер вчера сероглазый король.

..............................

...А за окном шелестят тополя:

Нет на земле твоего короля".

Стихи Ахматовой несут особую стихию любви-жалости:

"О нет, я не тебя любила,

Палила сладостным огнем,

Так объясни, какая сила

В печальном имени твоем".

Мир поэзии Ахматовой - мир трагедийный. Мотивы беды, трагедии

звучат в стихотворениях "Клевета", "Последняя", "Через 23 года" и

других.

В годы репрессий, тяжелейших испытаний, когда ее мужа расстреляют,

а сын окажется в тюрьме, творчество станет единственным спасением,

"последней свободой". Муза не покинула поэта, и она написала

великий "Реквием".

Таким образом, в творчестве Ахматовой отражалась сама жизнь;

творчество было ее жизнью.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»