Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Природа и человек в лирике А.А.Фета

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МОУ общеобразовательная школа №62 с углубленным изучением предметов.

Природа и человек в лирике А. А. Фета.

Проверил:

Апанасенко Инна Константиновна.

Выполнил:

Дрейнберг Анастасия

10 «Б» класс.

г. Омск 2002 год.

Введение:

В русской лирике второй половины 19 века особое место занимают стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.

Замечательный русский поэт А. А. Фет (1820 –1892 гг.) был великим мастером любовной и пейзажной лирики. Стихи Фета отличаются глубоким и тонким психологизмом, необыкновенной музыкальностью (недаром многие из них стали популярными песнями и романсами), красотой и разнообразием ритмов.

С некоторыми его стихотворениями я знакома еще с детства, а вот анализировать его стихи мне пришлось впервые. В процессе своей работы я столкнулась с неодинаковой оценкой критиками стихотворений А. А. Фета, поэтому я попыталась самостоятельно, а также с помощью дополнительного материала определить место Афанасия Афанасьевича Фета в русской поэзии второй половины 19 века.

Главная же цель моей работы – это исследование образов природы и человека в лирике А. А. Фета. Я выбрала именно эту тему для исследования, так как сама очень сильно люблю природу! Когда человеческие чувства и переживания отражаются в природе, окружающей его, то это всегда интересно. Мне было интересно не только то, как Фет сопоставляет наши чувства природе, но и почему он пишет стихи именно так, а не по-другому. У Некрасова природа тесно связана с человеческим трудом, с тем, что она дает человеку. Он ведь не описывает природу как источник наслаждения! И еще я хотела узнать: такое описание природы – это слабость Фета или его достояние, богатство?

В своей работе я буду учитывать и рассматривать мнения А. К. Толстого, А. В. Дружинина, Н. Н. Скатова.

О жанре ЛИРИКА.

Лирика – это один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), связанный с непосредственным выражением раздумий, переживаний, чувств, порождаемых различными явлениями общественной и личной жизни.

Греческое слово «лира» обозначает музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни. Отсюда и термин лирика – род литературы, в котором на первом месте автор, его чувства, мысли. О чем бы ни говорил лирический поэт, он обычно говорит о себе. В лирических произведениях (признаниях) Фета читатель узнает свои чувства, свои мысли, свои радости и страдания.

Лирическое произведение, как правило, не имеет сюжета, или он едва намечен. Если можно спросить, чем, например, закончился роман или пьеса, то по отношению к лирическому стихотворению такой вопрос чаще всего бессмыслен.

Сочинения лирических поэтов всегда выражают момент (или некий промежуток) внутренней жизни героя и, потому, не бывают велики по объему.

В отличие от эпоса или драмы, в которых изображены законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика выявляет живые, непосредственные переживания автора или же лирического героя, состояние человека в определенные моменты жизни.

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения требует сжатой, выразительной речи, умения в личных переживаниях воплотить характерное для многих людей.

Различают лирику любовную, гражданскую, философскую, пейзажную. Однако эта классификация условна, лирика в подавляющем большинстве случаев многотемна, в одном произведении могут быть различные мотивы.

Лирическая поэзия – одно из ценнейших воплощений отечественной культуры.

Афанасий Афанасьевич Фет снискал славу в самом «музыкальном» роде словесного творчества – лирике; это – высокое и очень трудное искусство. Лирический поэт, как художник слова, имеет дело с особенным материалом, который можно назвать «звукосмыслом»: это то, что рождено единством «волшебных звуков, чувств и дум» (как эту область определил еще Александр Сергеевич Пушкин). Лирика – это словесный вид искусства, но вместе с тем органически связанный с музыкой: ведь музыка живет внутри самого человеческого слова, которое есть не только «смысл», но и «звук». Все слова человеческой речи – это океан звуков, это великая и таинственная стихия «музыки речи», над которой властен только лирический поэт: чем глубже изведал он тайны этой музыки, тем больше мощь, тем неотразимее магия сотканного им нового «смыслового звучания», каким является лирическое стихотворение. Порой такое стихотворение заключено всего в нескольких строках, но по властной силе его воздействия на нашу душу можно догадаться о громадной духовной энергии, затраченной на него поэтом.

Детство А. А. Фета.

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820-1892г.г.) - замечательный русский поэт, тончайший лирик, открывший совершенно новую страницу в истории русской поэзии. Не сразу оценили его многие современники: насмешки, резкое неприятие, многочисленные пародии, отнюдь не безобидные, - вот шлейф литературного успеха Фета на протяжении всей жизни. Но высочайшим образом оценил поэта двадцатый век.

История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей, и Афанасий был лишен дворянского титула и права носить фамилию отца. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Поэтому он искал идеал в единении, слиянии человека с природой.

Любовь в лирике А. А. Фета.

Любовная лирика А. А. Фета также неотделима от его судьбы, его личной драмы, которая объясняет то, что во всех его стихах, то усиливаясь, то слабея, звучит "отчаянная, рыдающая нота".

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла - она сгорела. До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядаемое дыхание.

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Тема любви – старая, более того – вечная! А от стихотворений Фета веет свежестью и новизной. Правда, сейчас мы уже привыкли к стихотворениям подобного рода, а вот для современников Фета это было ново, подобные лирические откровения, идущие из глубины души, от самого сердца, были в диковинку.

В любовной лирике поэта отсутствует конкретизированный, индивидуализированный образ любимой девушки. Зато передается радостное состояние первой влюбленности, когда окрыленный человек ощущает единство со всем мирозданием, в центре которого оказывается боготворимая Она. Образ Ее сливается с трелями соловья, отражается в колеблющейся глади вод, в румянце утреннего неба.

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений А. А. Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Оно было навеяно впечатлением от пения замечательной певицы того времени

Т. А. Кузьминской (сестры жены Льва Николаевича Толстого).

Произведение это очень живописное, и очень музыкальное. Одно у Фета тесно связано с другим. Музыкальность образа помогает ему быть и живописным.

Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже самое начало стихотворения:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Каждое слово стихотворения говорит читателю о знакомом и близком – и говорит прекрасными, будто неведомыми словами.

Читая это стихотворение, слышишь музыку, хотя о музыке в первых строфах не говорится. Зато говорится о рояле, и за этим образом мы не только видим сам рояль, но и слышим звуки, которые из него исходят. Замечательный фетовский образ воздействует на нас не только прямо, но и косвенно. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано.

Любовная тема для Фета имеет свое особое значение. Фет считал ее основной темой поэзии.

При тонком раскрытии душевных переживаний Фет не дает индивидуальных образов женщин. В противоположность, скажем, героиням Некрасова они лишены социально-бытовой и характерологической конкретности.

В стихотворениях две основные темы – любовь и искусство. На эти темы написаны многие стихи Фета, можно даже сказать, что большинство его стихотворений. В лирическом произведении «Сияла ночь…» темы эти слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное чувство в человеческой жизни. И искусство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»