Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Литература: русская /

Пушкин

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


Тема свободы в лирике Пушкина

....Лицинию","Вольнось", "К Чаадаеву"

Романтическое направление в лирике Пушкина.

Его надо сослать в Сибирь"- негодовал император. Разумеется,

его, возглавившего заговор против отца, болезненно задел намек

в "Вольности". И все же возмущала не она, а стихи типа Сказок и

послания ."К Чаадаеву".

Формально то, что мы называем южной ссылкой, значилось

служебным перемещением. Но по сути это была именно ссылка:

Пушкина удаляли из

столицы, отправляли под надзор. Он уехал из Петербурга в мае

1820 года - чтобы вернуться в 1826. На 5 лет он оказался

исключен не только из светской жизни столицы, но и во многом из

жизни литературных кружков и сообществ. Служебными

обязанностями чиновник Пушкин перегружен не был, в. этом была

относительная свобода Но поэт Пушкин ощущал себя изгнанником -

и это не могло не сказаться в его творчестве. 1820-1822 годы в

творчестве Пушкина - расцвет романтизма Мы уже говорили, что в

художественной системе романтизма ключевое место занимает

свободная личность героя, что для романтика свобода - высшее

благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание

романтического метода, давайте обратимся к одному из

известнейших стихотворений Пушкина той поры - к "Узнику". Это

своеобразная формула романтического мировосприятия.

Стихотворение открывается обручи "темницы" и томящегося в

ней "узника". Вам никогда не приходило в голову задать вопрос:

за какое преступление герой "сидит"? На какой срок осужден? Как

происходил суд? Где расположена тюрьма? Разумеется, не

приходило. И это абсолютно Нормально и правильно. Пегому что по

законам романтизма подобные вопросы и не могут возникать.

Основное содержание романтизма - выражение страданий души от

несоответствия действителыности идеалам: мир не таков, каким

должен быть. И остро ощущающий это несоответствие романтический

герой чувствует себя чужим в этом сером обыденном мире. Он

одинок, он загнан в клетку. Отсюда центральные мотивы

романтизма - тема свободы, бегства из тюрьмы в некий иной,

недостижимый и манящий мир. Люди кажутся безликой массой, герой

ищет свой мир вне толпы: там, где небо, море - стихия.

Вскормленный в неволе орел молодой, мой

грустный товарищ...

Отчего именно орел? Почему не щегол, не синица? Образ орла -

очень романтический символ. Прежде всего, это птиц гордая (не

дается в руки, не приручается!), одинокая (орлы никогда не

собираются в стаи). В нем - мощь свободного полета, тяга в

поднебесье... Обратите внимание: стремление к свободе у орла -

врожденное, ведь он вскормлен в неволе. То есть, это стремление

- определяющее качество; утратив его, орел перестает быть орлом,

перестает быть романтическим символом. Куда зовет орел узника?

В очарованную даль, в тот мир, который всегда живет в

воображении, в душе романтического героя, противостоя миру

реальному:

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."

Философская лирика Пушкина

Нет полноценной личности без глубины самосознания. Каждый

человек стремится осмыслить окружающий мир, постичь, как и во

имя чего живут и умирают люди. Проблемы цели и смысла жизни,

соотнесения бытия и личности - центральные вопросы русской

литературы "Проклятыми вопросами" назвал их Федор Михайлович

Достоевский, один из глубочайших философов нашей

литературы.Проклятыми - ибо не найти на них однозначного,ясного

ответа,ибо всегда они мучили и будут мучить людей. И это -

залог бессмертия человечества, прочу что вечная: жизнь духа - в

этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией,

тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные

периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей

поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного,

гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и

творческих сыч взрослого человека.По сути, пушкинское творчество

- отражение духовного пути Человека: со всеми

взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом - и их

преодолением с вечным стремлением к самопознанию и познанию

мира.

Так, юность не может не узнать себя в восхитительном

эпикурействе ранней пушкинской лирики: жить надо днем

сегодняшним, стремясь возможно более полно исчерпать все

радости, которые он нам несет - ибо кто знает, что будет

завтра?! Упоительное ощущение своей молодости, силы, здоровья и

желание сполна насладиться ими торжествуют в каждой сточке

стихотворения 1814 года "Пирующие студенты":

Друзья! досужный час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда вино златое!

Шипи, шампанское, в стекле.

Друзья! почто же с Кантом

Сенека, Тацит на столе,

Фольянт над фолиантом. ?

Под стол холодных мудрецов,

Мы полем овладеем;

Под стол ученых дураков

Без них мы пить умеем.

Из всех философов пирующие студенты выбирают Эпикура бросившего

в века девиз :"Живи сегодняшним днем!"

Жизнь ценна лишь пока мы молоды, пока гибки наши тела,

пока души полны огня и желаний. Великолепно сформулировано

кредо тех лет в послании "

Не пугай нас, милый друг,

Гроба близким новосельем:

Право, нам таким бездельем

Заниматься недосуг.

Пусть остылой жизни чашу

Тянет медленно другой;

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнью дорогой.

Так ставится знак равенства между юностью и жизнью. В 1820 году

в стихотворении "Мне вас не жаль,года весны моей..." Пушкин

подведет итоговую черту, по-новому осмыслит минувшую пору

ранней юности - и простится с ней. Попробуем проанализировать

стихотворение. С чем расстается без сожаления лирический герой

и о чем он все же жалеет? "Не жаль", казалось бы, всех примет

юности: "мечты, напрасной" и "таинства ночей", "неверные

друзья", "венки пиров",

"изменницы младые"... Все, что составив смысл жизни до сих пор -

веселье, любовь, пиры, - утратило в его глазах свою ценность,

оставлено без сожаления.

Жаль не времени , потраченного бездумно, но самого бездумья, уже

невозможного. Такова цена опыта.

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел...

- скажет Пушкин в "Евгении Онегине", ибо человек, сполна

насладившийся молодостью, взявший от нее все, развивается

полноценно, гармонично. Ведь "грустно думать, что напрасно была

нам молодость дана..." Ничто в жизни не дается "напрасно", все

требует осмысления.

Момент прощанья с юностью тяжел, утрата прежних ценностей

приравнивается к утрате самой жизни:

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

Впервые в 1821 году в радостном, светлом мироощущении Пушкина

звучит воистину трагическая нота, появляются мотивы пустоты и

,одиночества. Однако не следует забывать, что 1820-22 годы -

расцвет романтизма в творчестве поэта, а самоощущение романтика

слагается из чувств одиночества, преждевременной старости души,

борьбы с враждебным миром и собственной "судьбой жестокой"...

Логический итог рабства - полная девальвация всех нравственных

ценностей, обесчеловечивание мира Добро и то - все стало

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»