жилые помещения граждан, причем о всех случаях проникновения в жи¬лище против воли проживающих в них граждан уведомляется в течение 24-х часов прокурор; освидетельствовать лиц для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств; доставлять этих лиц для освидетельствования в меди¬цинские учреждения; оцеплять (блокировать) участки местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий катастроф; проводить карантинные ме¬роприятия при эпидемиях и эпизоотиях; осматривать места хранения и использо¬вания оружия и боеприпасов и т. п.
Административно-пресекателъные меры своим назначением имеют пре¬кращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Сами по себе они не являются мерами административной ответственности, но обеспечивают возможность применения таких мер и обычно предшествуют им.
К их числу относятся:
а) требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения администра¬тивных правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции);
б) непосредственное физическое воздействие;
в) применение специальных средств (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, водометы и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи , предприятий и учреждений;
г) административное задержание лица для составления протокола об ад¬министративном правонарушении (по общему правилу, задержание не может превышать трех часов, но в отдельных случаях закон допускает более длительные сроки задержания);
д) применение оружия (например, для остановки транспортного средства, если водитель создает реальную опасность здоровью и жизни людей);
е) принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих (может применяться в отношении лиц, больных венерическими бо¬лезнями, СПИДом, психически больных, совершивших опасные деяния, а также хронических алкоголиков и наркоманов, если они уклоняются от обычного лече¬ния);
ж) временное отстранение от работы инфекционных больных;
з) запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
и) запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на дорогах и улицах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной без¬опасности и т. п.
Меры административной ответственности представляют собой вид юри¬дической ответственности, которая именуется административной. Они применя¬ются за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность применяется в целях:
а) воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Административные взыскания выражаются, как правило, либо в мораль¬ном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые админи¬стративные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя. Основными видами административных взысканий являются:
- предупреждение;
- штраф;
- возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения админи¬стративного правонарушения или непосредственным объектом администра¬тивного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного данному лицу;
- исправительные работы;
- административный арест;
- выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
По иной трактовке административного принуждения и его видов юридиче¬ская наука занимается принуждением к соблюдению государственно-властных предписаний, изучает правовое принуждение, которое применяется на основе юридических норм и в связи с их нарушением.
Оно осуществляется в связи с неправомерным, вредным для общества дея¬нием как реакция на вредоносное поведение. Если же нет неправомерных дей¬ствий, нет и принудительных акций.
Правовое принуждение применяется только к конкретным субъектам пра¬ва (лицам и организациям), которые нарушили юридические нормы. Цели прину¬дительной деятельности достигаются путем воздействия на моральную, имуще¬ственную, организационную, физическую сферу конкретного субъекта права.
Правовое принуждение осуществляется посредством юрисдикционных, правоприменительных актов.
Принуждение применяется строго на основании закона. Юридические нормы регулируют, какие нормы, при каких условиях, в каком порядке и какими органами могут применяться.
Только государство в праве издавать юридические нормы и применять установленные санкции, и обладая специальным аппаратом принуждения, вправе применять принудительные меры к гражданам.
Таким образом, принуждение, как способ обеспечения правопорядка, должно применяться строго на правовой основе, как правило, специально упол¬номоченными государством органами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, путем принятия актов применения права.
Поскольку меры правового принуждения разнообразны и обладают мно¬гочисленными признаками, возможна различная классификация их в зависимости от избранного критерия.
Так, по субъекту можно различать:
- государственно-правовое принуждение, которое в свою очередь делится на судебное и внесудебное ',
- общественно-правовое принуждение.
Основная задача принудительных актов - защита правопорядка. По спосо¬бу его охраны, по функциональному назначению следует различать:
- пресечение;
- восстановление;
- наказание (взыскание).
Административно-правовое принуждение - один из видов государственно-правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего.
В то же время оно обладает рядом особенностей, которые предопределяют его качественное своеобразие.
Особенности административно-правового принуждения:
- меры административно-правового принуждения применяют в связи с ад¬министративными правонарушениями.
- оно осуществляется в рамках внеслужебного подчинения.
- множественность субъектов, осуществляющих административную юрис¬дикцию.
- оно всесторонне регулируется административно-правовыми нормами Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Эта цель до¬стигается различными способами: путем пресечения правонарушений, восста¬новления вреда, причиненного проступком, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры, взыскания.
В отличие от других авторов Д.Н. Бахрах считает, что нельзя делить на меры предупреждения, пресечения и наказания.
Поводом является то, что по мнению коллектива авторов (А.П Алёхина, Ю.М. Козлова ) мерами предупреждения являются разнообразные средства, на¬правляемые на предотвращение правонарушений и других последствий. При на¬личии чрезвычайных обстоятельств органы вынуждены устанавливать дополни¬тельные обязанности, которые распространяются на многих граждан, большин¬ство из них выполняет данные обязанности. Однако по мнению Д.Н. Бахраха принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет обязанности, нару¬шает запреты, т.е. совершает правонарушения. Отмечая большое значение при¬нудительных мер, следует признать, что они не являются принудительными средствами. А вот восстановительные санкции ( снос самовольно возведённых строений, изъятие незаконно полученного и др. )- это особый вид администра¬тивного принуждения.
По мнению Д.Н. Бахраха в принудительной деятельности исполнительной власти главное- пресечение. Цель пресечения- прекратить противоправные дей¬ствия и не допустить возникновения новых.
Исходя, из цели воздействия, меры пресечения могут быть:
- общие;
- специальные и процессуальные. К общим относятся:
- превентивное задержание;
- принудительное лечение;
- административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения сво¬боды;
- предписание;
- запрещение эксплуатации транспортных средств;
- приостановление работ и др.
Некоторые из них применяются только к гражданам, другие- только к кол¬лективным субъектам.
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, очи нару¬шают их физическую неприкосновенность для того, чтобы прекратить противо¬правное поведение.
Специальные меры пресечения:
- средства простого физического воздействия ( приёмы боевой борьбы, ис¬пользование служебных собак);
- воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.п).
- использование огнестрельного оружия.
Процессуальные меры пресечения применяются с целью обеспечения нор¬мального хода производства по делам об административных правонарушениях. К ним относятся:
- доставление;
- задержание;
- привод;
- личный досмотр вещей;
- изъятие вещей и документов;
- отстранение от управления транспортными средствами. Одной из основных мер пресечения является административное задержа¬ние.
Говоря об административном задержании в деятельности органов ФСБ необходимо отметить, что в КоАП органы ФСБ не указаны в качестве органов осуществляющих административное задержание, однако в
|
|