Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Административно-правовые нормы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


административных правонарушениях.).

2) диспозиция – правило поведения, предписываемое, дозволенное или рекомендуемое данной нормой права (ст. 165).

3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия.

Однако и здесь имеются определенные особенности. Так, не во всех случаях четко выража¬ется гипотеза. Она нередко обнаруживает себя в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершение административного правонарушения и т.п.). При регламентации дея¬тельности аппарата управления она прямо не выражена, а предпола¬гается в качестве условия соответствия этой деятельности установлен¬ной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации нормы, обстоятельства, при наличии которых надо или можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими административные правоотношения. Например, ст. 13 КоАП предусматривает, что административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. В данном случае достижение указанного возраста дает право уполномоченным на то органам привлечь виновного к административной ответственности.

Диспозиция – центральная часть административно-правовой нормы – определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

В санкции административно-правовой нормы указываются неблагоприятные последствия, наступающие для нарушителей установленного данной нормой правила. Санкция предусматривается, как правило, в виде конкретных мер дисциплинарного или административного воздействия, причем далеко не все нормы имеют таковые. Например, нормы, регулирующие уп¬равленческую деятельность, исходят из того, что взаимоотношения между, вышестоящими и нижестоящими административно-управлен¬ческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. Санкции в данном случае содержатся в нормах общего характера, относящихся к институту государственной службы. С другой стороны, конкретные административные санкции всегда закрепляются в нор¬мах, предусматривающих составы конкретных административно-пра¬вовых правонарушений.

Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего, субъек¬там исполнительной власти (государственного управления). В качест¬ве примера можно назвать нормы, содержащиеся в Законе о Прави¬тельстве Российской Федерации, в Указе Президента Российской фе¬дерации от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании структуры феде¬ральных органов исполнительной власти», в положениях о федеральных министерствах и т.п. Объясняется данная особенность тем, что на характер административно-правовых норм оказывают определяющее влияние природа и социальное назначение государст¬венно-управленческой деятельности. Соответственно и в современных условиях основным объектом административно-правового регулиро¬вания по-прежнему остаются действия (поведение) исполнительных органов, их внутренних структурных подразделений, а также дейст¬вующих от их имени должностных лиц. Административно-правовые нормы, следовательно, рассчитаны в „ значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государст¬венного управления.

Административно-правовые нормы, однако, не могут быть сведе¬ны к чисто «аппаратным». Роль этих норм значительно более многооб¬разна, что прямо вытекает из сущности и назначения государственно-управленческой деятельности как формы практической реализации исполнительной власти. Соответственно аппарат управления «живет» не только и не столько интересами собственного бытия. Он повседнев¬но связан как с нижестоящими звеньями, так и со всеми иными сторо¬нами, действующими в сфере государственного управления, либо так или иначе затрагивающими ее интересы. В первом случае имеются в виду различного рода государственные по своему характеру образо¬вания (предприятия, корпорации, учреждения и т.п.), а во втором — негосударственные образования политического, социально-культур¬ного, коммерческого типа, а также, что особенно важно подчеркнуть, граждане.

Следовательно, регулирующее воздействие административно-правовых норм весьма масштабно. В этом их универсальность, как универсальна (в смысле масштаба) сама деятельность по реализации задач и функций исполнительной власти.

2. Классификация норм административного права. Критерии и особенности.

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Рис.2.1. Классификация административно-правовых норм

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: ма¬териальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу¬ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист¬ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ¬ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот¬реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя¬ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право¬вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол¬нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим¬ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти¬руют динамику государственного управления и связанных с ним уп¬равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря¬док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонару¬шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце¬дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули¬руемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержа¬щиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обяза¬тельное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при полу¬чении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общест¬венное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли прожи¬вающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необ¬ходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предпи¬саниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых уп¬равленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля !991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта го¬сударственно-управленческой деятельности. Применительно к граж¬данам закрепляемые нормой административного права их общие обя¬занности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. За¬преты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запре¬щено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершенно¬летних) и т.п. Это — специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволитель¬ные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и за¬преты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках ко¬торого

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»