Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Административное право ФРГ

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


начала деятельности юсти¬ции, регламентирует организацию судов общей подсудности. Спе¬циальными законами или нормативными актами регулируется ра¬бота социальных, трудовых, административных судов, Федерально¬го конституционного суда. Отдельный закон регулирует статус су¬дей. Такое дробное регулирование позволяет тоньше нормировать детали работы отдельных органов юстиции и более оперативно реагировать на их новые нужды, но затрудняет определение общих начал и взаимосвязей в их деятельности.

Особенности судоустройства ФРГ решающим образом определя¬ются двумя факторами: федеративным устройством государства и наличием? наряду с судами общей подсудности судов специальной компетенции — трудовых, социальных, административных, финан¬совых, дисциплинарных и др.

Система судов низшей инстанции и судов земельных, в сущно¬сти, соответствует общепринятому инстанционному делению, одна¬ко число инстанций, как правило, увеличивается за счет высших земельных судов. В системе общих судов четыре инстанции: участ¬ковый суд, земельный, высший земельный и Федеральная судебная палата как высшая инстанция. В сфере специальных судов, как правило, три инстанции, например — трудовой суд, земельный трудовой суд и федеральный трудовой суд. Особую систему образу¬ют конституционные суды во главе с Федеральным конституцион¬ным судом.

Не слишком ли много в ФРГ судов? Этот вопрос часто задают себе немецкие ученые-юристы и практики. Нередко на него отве¬чают утвердительно, хотя тут же всплывает утешительный и не лишенный основания довод, что именно для правосудия особенно важна возможность работать без перегрузки судов делами, неиз¬бежной при этом спешке, недостаточно всестороннем рассмотре¬нии дел.

В начале 80-х годов в ФРГ было 557 участковых судов, 93 зе¬мельных суда, 20 высших земельных судов. К этим цифрам сле¬дует прибавить значительное число административных, трудовых, социальных, финансовых судебных инстанций.

Имеющиеся данные свидетельствуют о значительном сокраще¬нии за два десятилетия количества судов общей подсудности и тру¬довых. Это результат концентрации усилий в сфере правосудия, который в некоторой степени отражает цели реформы судоустрой¬ства. Вместе с тем за то же время резко возросло число палат и се¬натов с целью ускорения разбирательства, а в некоторых случаях и более тонкой специализации судов.

Особое звено в судебной системе образуют суды по делам моло¬дежи, существующие на уровне участковых и земельных судов об¬щей подсудности, а также аналогичные по их месту в судебной си¬стеме суды по делам семейным.

Сложность западногерманского судоустройства обусловлена не только множественностью видов судов и их инстанций, но и отсут¬ствием четкого регулирования подсудности. В уголовном процессе в качестве суда первой инстанции в зависимости от тяжести и обще¬ственной опасности преступления могут действовать: единоличный участковый судья, коллегиальный суд при участковом суде (1 судья и 2 заседателя), расширенный суд с участием заседателей (2 судьи и 2 заседателя), большая уголовная палата при земельном суде (3 судьи и 2 заседателя), уголовный сенат при вы¬сшем земельном суде (5 судей), уголовный сенат при Федеральной судебной палате.

В качестве судов первой инстанции могут выступать единолич¬ный участковый судья по делам о несовершеннолетних, суд с уча¬стием заседателей по этим делам при участковом суде, а также па¬лата по делам о несовершеннолетних при земельном суде. Подсуд¬ность тому или иному суду в принципе определяется законом, од¬нако значительные возможности выбора суда сохраняются при этом за прокуратурой. В участковых судах рассматривается около 90 % всех гражданских и уголовных дел. Для остальных в качест¬ве первой инстанции могут выступать суды более высокой ступени, что должно быть предусмотрено законом.

Обжалование осуществляется в форме апелляции или кассаци¬онной жалобы. По общему правилу суд, стоящий непосредственно над судом, вынесшим решение или приговор, является апелляцион¬ным судом, а следующий по рангу суд — кассационной инстан¬цией, рассматривающей решение апелляционного суда.

Согласно закону, обжалованы могут быть все приговоры судов первой инстанции по уголовным делам, а также решения по тем гражданским делам, в которых сумма иска превышает 500 марок. Практически обжалуется около трети приговоров и решений судов первой инстанции. Конкретное решение может обжаловаться в двух и даже в трех вышестоящих инстанциях. С 1975 г. граждан¬ские дела рассматриваются в кассационном производстве только в тех случаях, когда решения по ним могут иметь принципиальное значение для правосудия.

Существование специальных — административных, трудовых, социальных и иных — судов привлекательно с точки зрения воз¬можности учитывать специфические особенности правовых конф¬ликтов при рассмотрении конкретных дел. Вместе с тем такая структура судебной системы в определенной мере подрывает прин¬цип единства правосудия. Дело не только в том, что гражданин, заинтересованный в защите своего права, с трудом ориентируется в системе судебных учреждений, которые не только специализирова¬ны по компетенции, но чаще всего находятся даже в различных го¬родах. Между самими судами существует определенная борьба за приоритетное положение в судебной системе, осложняется комп¬лектование и управление ими. Сами западногерманские судьи не¬редко скептически оценивают преимущества такой специализации, но дискуссия об ином устройстве именно этой сферы судебной дея¬тельности отступает на второй план во всей совокупности проблем судебной реформы.

Одной из особенностей организации судебной системы ФРГ яв¬ляется существование вопреки прямому запрету п. 1 ст. 101 Основ¬ного закона органов чрезвычайной юстиции.

Это система политических уголовных судов, представляющая собой

компактный, замкнутый и оперативно действующий судебный аппарат. Если все другие уголовные дела в ФРГ рассматрива¬ются в первой инстанции в сотнях участковых судов и многочис¬ленных уголовных палатах при земельных судах, то дела о поли¬тических преступлениях подсудны лишь 17 чрезвычайным судам первой инстанции и особому сенату федеральной судебной палаты. Из 16 с лишним тысяч судей, действующих в ФРГ, лишь около 60 (по 3 в каждом суде первой инстанции и 5 в федеральной судебной палате) специализируются на политических преступлениях.

Таким образом, политическая уголовная юстиция в стране с 60-миллионным населением доверена всего нескольким десяткам судей. Пять судей особого сената федеральной судебной палаты яв¬ляются высшими авторитетами в этой отрасли юстиции. Они могут вынести окончательное решение как в первой, так и во второй инс¬танции. Их решения являются правовыми директивами для всех других чрезвычайных судов и не подлежат никакому обжалова¬нию. Эти 5 судей заправляют всей «политической» частью юсти¬ции ФРГ.

Особенно интенсивно политические уголовные суды действова¬ли в 50—60-е годы. В 70-х лидерство в преследовании инакомыс¬лящих перешло к административным судам, где сосредоточилась основная часть дел по «запретам на профессии». Но система чрез¬вычайных судов осталась резервом политической юстиции.

Западногерманские суды действуют главным образом коллеги¬ально. В уголовном процессе судья рассматривает единолично толь¬ко дела частного обвинения и случаи, не представляющие сущест¬венной общественной опасности, признаки которых указаны в за¬коне. Единолично рассматриваются судьей гражданские дела в пер¬вой инстанции.

Заседатели участвуют в уголовном процессе в первом и втором инстанционных звеньях. В двух вышестоящих инстанциях уголов¬ного суда действуют только профессиональные судьи. В социаль¬ных и трудовых судах заседатели представлены во всех инстанци¬ях, в административных судах — во всех, кроме высшей.

Состав судебной коллегии определяется законом. В низших ин¬станциях число заседателей может быть больше числа профессио¬нальных судей (2:1). В более высоких инстанциях это соотношение обычно 2:3 в пользу профессиональных судей.

Заседатель — почетная выборная должность. Раз в четыре года они избираются из числа лиц, включенных в список, представляе¬мый в суд органами местного самоуправления. Выборы производят¬ся комитетом, в который входят судья, представитель исполнитель¬ной власти земли и 10 доверенных лиц. Количество заседателей определяется председателем земельного суда с таким расчетом, чтобы каждый из них заседал не более 12 дней в году. Аналогич¬ная процедура применяется для судов специальной подсудности, где заседателями должны быть лица, обладающие специальными знаниями или представляющие определенные социальные силы: в трудовых судах, например, рабочих и предпринимателей.

В ходе судебного разбирательства заседатели приравнены к судьям. Они участвуют в вынесении приговора или принятии су¬дебного решения наравне с профессиональными судьями, причем голос заседателя равен голосу судьи.

Суда присяжных в его традиционной форме в ФРГ сейчас не существует. Единственная судебная инстанция, сохранившая такое название, это уголовная палата земельных судов, рассматриваю¬щая дела по обвинению в особо тяжких преступлениях. С 1975 г. она состоит из трех профессиональных судей и двух заседателей. До этого в нее входили три профессиональных судьи и шесть засе¬дателей. Заседатели такого суда не выполняют функций жюри, а являются равноправными участниками судебной коллегии.

Прокуратура ФРГ организационно-связана с судами различных инстанций: федеральная прокуратура во главе с генеральным про¬курором федерации состоит при высшем федеральном суде, гене¬ральные прокуратуры во главе с генеральными прокурорами — при каждом высшем земельном суде, прокуратуры с оберпрокурорами — при всех земельных судах. Генеральный прокурор федера¬ции подчиняется указаниям министра юстиции ФРГ, а генераль¬ные

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»