Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Административное право ФРГ

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


генераль¬ные прокуроры в землях — министрам юстиции земель.

Принцип гласности правосудия законодательно закреплен в § 169 Закона о судоустройстве, § 52 Закона о трудовых судах, § 55 Положения об административных судах и в других норма¬тивных актах. В принципе открытым (гласным) является всякое судебное разбирательство. Однако возможны ограничения. Таковы, в частности, случаи, когда может быть нанесен ущерб обществен¬ному порядку, в особенности безопасности государства, затрагива¬ются важные общественные или производственные секреты или мо¬жет пострадать общественная нравственность.

Гласность по закону исключается при рассмотрении бракораз¬водных и семейных дел, а также дел об усыновлении и лишении дееспособности. Доступ в судебное заседание может быть запрещен отдельным лицам мотивированным решением суда. Во всех случа¬ях не допускается отстранение общественности при объявлении приговора или решения.

Права органов печати и других средств массовой информации на освещение судебных дел и процессов защищены ст. 5 Основного закона, провозглашающей принцип свободы печати и свободы ин¬формации, а также законами о печати, действующими во всех зем¬лях ФРГ. Запрещены радио- и телевизионные передачи из зала су¬дебного заседания, а также киносъемки в зале.

В течение десятилетий в ФРГ дебатируется проблема реоргани¬зации судебной системы в целях ее совершенствования. Каких-ли¬бо существенных результатов эти дебаты не принесли. Единствен¬ным заметным новшеством в 70-е годы явилось подчинение адми¬нистративных и финансовых судов министерствам юстиции феде¬рации и земель. В результате был сделан шаг к централизации управления юстицией и, как отметил министр юстиции ФРГ, к пре¬вращению этого ведомства в «министерство правосудия», т. е. центр, в котором сходятся все нити управления юстицией и руко¬водства судебной политикой.

Объединение двух германских государств привело к последова¬тельному распространению принципов построения судебной систе¬мы ФРГ на пять земель, восстановленных на территории бывшей ГДР.

Положение судей в главных чертах урегулировано Федераль¬ным законом о судьях, вступившим в силу в 1962 г. и действую¬щим в редакции 1972 г. Разрабатывавшийся почти 12 лет Закон о судьях не внес вклада ни в разработку реформы юстиции ФРГ, ни в разрешение других, ждущих своего решения проблем юстиции. Он, в сущности, просто обобщил уже действовавшие нормы и пра¬вила, создав своего рода свод основных правил формирования су¬дейского корпуса, а также прав и обязанностей судьи.

Закон подчеркивает, что судьи не входят в число обычных чи¬новников, а находятся в иных, специфических отношениях с госу¬дарством. Такой статус в известной степени гарантирует их независимость от чиновников, работающих в государственном аппа¬рате.

Судьей в ФРГ может стать только человек, получивший специ¬альное юридическое образование и сдавший требуемые государст¬венные экзамены.

С точки зрения срока пребывания в должности существует че¬тыре вида судей: назначаемые пожизненно, назначаемые на опре¬деленный срок, судьи с испытательным сроком, судьи по поруче¬нию. Сам этот перечень свидетельствует о том, что пожизненное назначение судей не обязательно (такого принципа нет и в Кон¬ституции), но большинство назначается пожизненно, точнее, до пенсионного возраста, различного в разных землях и для разных инстанций, но не превышающего 68 лет. Судьями на время явля¬ются, например, судьи Федерального конституционного суда на 12лет). Судьи с испытательным сроком и по поручению это ли¬ца, готовящиеся к занятию судебной должности.

Большая часть судей ФРГ назначается правительствами земель или министрами юстиции. В четырех из десяти земель судьи изби¬раются комитетами по выборам, состоящими из парламентариев и судей, а затем утверждаются правительствами. Судьи высших фе¬деральных судов назначаются Президентом ФРГ по предложению министра юстиции и комитета по выборам судей, в который входят все министры юстиции земель и 11 членов комитета, избранных бундестагом. Судьи ФКС избираются бундесратом и комитетом бундестага по выборам, состоящим из 12 депутатов бундестага.

Отстранение судьи от должности или перевод его на другую должность закон допускает в случаях: организационных изменений, интересов правосудия (например, постоянные конфликты судьи с адвокатурой), неспособности судьи к выполнению служеб¬ных обязанностей, а также по решению уголовного, дисциплинар¬ного или конституционного суда, признающего невозможность пре¬бывания судьи в должности. В случаях, когда судья переводится или увольняется без его согласия в связи с реорганизацией, по мо¬тивам неспособности или «в интересах правосудия», он может при¬нести жалобу в специальный дисциплинарный суд, состоящий из назначаемых пожизненно судей и имеющей две инстанции ( § 77 Закона о судьях).

В системе продвижения по службе решающей фигурой является министр юстиции земли, который действует с учетом мнения пре¬зидента (т. е. старшего судьи) того суда, где работает претендент на новую должность. В некоторых землях делаются попытки ре¬шать вопросы должностного продвижения с помощью комитетов по выборам судей (в них наряду с судьями входят парламентарии, адвокаты и члены правительства земли). И здесь последнее слово ос¬тается за министром юстиции.

Под материальной независимостью в доктрине ФРГ, опираю¬щейся на ст. 97 Конституции, понимается невозможность вторже¬ния в исполнение судьей его обязанностей со стороны лиц (или уч¬реждений), не являющихся по закону участниками судебного раз¬бирательства.

Закон о судьях ( § 39) требует от них такого поведения при ис¬полнении должности, которое «не ставило бы под сомнение их не¬зависимость».

Существенной гарантией материальной независимости служит невозможность привлечения судьи к уголовной или дисциплинар¬ной ответственности за содержание его решений, кроме случаев нарушения права, что должно быть доказано в судебном порядке. В такой форме может быть оспорен и ошибочный судебный приго¬вор, содержащий суровые санкции. При этом должно быть доказа¬но объективное нарушение права и субъективные преступные на¬мерения судьи.

Конституция ФРГ в ст. 98 предусматривает возможность от¬странения федеральных судей от должности в случаях нарушения ими принципиальных положений Конституции или основ консти¬туционного строя. Отстранение от должности в этих случаях может быть произведено Федеральным конституционным судом по хода¬тайству бундестага. Пока таких случаев в истории западногерман¬ского правосудия не было.

Во всех других случаях судебное решение, принятое с соблюде¬нием процессуальных норм, не может быть, по существу, подверг¬нуто сомнению никаким формальным решением парламента или правительства. Сделанное однажды правительством ФРГ публич¬ное заявление о противоречии решения ФКС закону самим ФКС было квалифицировано как нарушение правительством своей ком¬петенции.

Закон о судьях (§ 26) разрешает служебный надзор за дея¬тельностью судей, оговаривая, что этот надзор не должен наносить ущерба их независимости. На практике судьи вынуждены считать¬ся с указанием президентов судов и тем более министров юстиции. Правда, судья, считающий, что меры служебного надзора посягают на его независимость, может обжаловать их в дисциплинарный суд. Известны случаи обращения судей по такому поводу и в ФКС. Три таких обращения в 1974—1975 гг. успеха не имели.

Организация судов общей юрисдикции регламентирована в ФРГ Законом о судоустройстве 1879 г., который действует в редакции 1975 г. с некоторыми последующими дополнениями. Система этих судов состоит из четырех инстанций: участковый суд — земельный суд — высший суд земли — Федеральная судебная палата (Вер¬ховный суд).

Компетенция судов общей юрисдикции четко делится на две большие ветви — гражданскую и уголовную, в зависимости от че¬го варьируются некоторые судоустроительные элементы, в том чис¬ле состав судов.

Что касается гражданских дел, то первой инстанции — участ¬ковому суду — подведомственны все имущественные споры на сумму до 5 тыс. марок, а также некоторые споры (например, по договору жилищного найма) независимо от цены иска.

Значительное число гражданских дел рассматривается едино¬личным судьей. Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельный суд, который является в этих случаях последней инс¬танцией, причем обжаловаться могут только иски на сумму более 500 марок. Для всех остальных гражданских дел первой инстанцией слу¬жат земельные суды, в которых решение принимают как едино¬личный судья, так и коллегия из трех судей (по более сложным категориям дел). Апелляционной инстанцией по решениям земель¬ного суда выступает высший земельный суд. Дальнейшее обраще¬ние в Федеральную земельную палату возможно только по вопро¬сам права при сумме иска, превышающей 40 тыс. марок.

В соответствии с первым законом о реформе семейного права от 14 июня 1976 г. в участковых судах созданы особые отделения по делам семейного права. Основные разбираемые в них дела касают¬ся разводов, а также отношений по поводу детей между родителя¬ми, расторгнувшими брак. Судья участкового суда рассматривает эти дела единолично.

Вообще для гражданского производства в ФРГ характерна дале¬ко идущая специализация. Особые, отделения в судах действуют по делам, возникшим в сфере строительства, сельского хозяйства, со¬зданы палаты и сенаты по делам о застройке, судоходству, торго¬вые палаты (из судьи и двух заседателей), в земельных судах.

Еще одна специальная область — это так называемая добро¬вольная подсудность. Сам термин возник еще в прошлом веке (за¬кон 1898 г.) и сегодня не передает содержания данной деятельно¬сти судов. Речь идет прежде всего о ведении поземельных книг, торговых регистров, залогах, судебном установлении фактов. Эти

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»