Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Административное право ФРГ

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Скачать реферат


Эти дела ведут судьи или их помощники.

Распределение компетенции по уголовным делам между судами общей юрисдикции довольно сложно. В качестве судов первой инс¬танции в зависимости от возраста подсудимого и общественной опасности деяния могут выступать восемь судов различного соста¬ва — от единоличного судьи до палат, заседающих в составе трех профессиональных судей и двух заседателей. Выбор суда во многих случаях зависит от прокуратуры. Единоличный судья рассматрива¬ет дела о преступлениях, наказание за которые не может превы¬шать одного года лишения свободы. Дела о преступлениях, за ко¬торые может быть назначено наказание до трех лет лишения сво¬боды, рассматриваются коллегией из профессионального судьи и двух заседателей. Общее правило формирования уголовного суда можно сформулировать следующим образом: чем сложнее дело, тем больше состав суда и тем больше в нем профессиональных су¬дей. В высшей судебной инстанции— федеральной судебной пала¬те — дела решают пять профессиональных судей без заседателей.

В особое производство выделены дела о молодежи. Ими занима¬ются особые отделения участковых и земельных судов. Лица, со¬вершившие проступки и преступления, подпадающие под юрисдик¬цию молодежных судов, делятся на две возрастные группы: от 14 до 18 лет и от 18. до 21 года. Судьи должны иметь опыт общения с молодежью; если суд действует с участием двух заседателей, то в качестве одного из них должна выступать женщина; едино¬лично судья может принимать решения только о воспитательных мерах относительно правонарушителя.

В отношении высших земельных судов следует особо отметить, что они не являются элементом федеральной структуры; высший земельный суд не есть Верховный суд определенной земли в отли¬чие, например, от Верховного суда штата в США. В некоторых землях действует несколько высших земельных судов, например в Баварии их четыре. Всего в ФРГ до объединения страны было 20 таких судов. В области гражданских дел эти суды выступают только как апелляционная инстанция; в области уголовной юрис¬дикции они рассматривают некоторые наиболее значительные дела по первой инстанции.

Социальные суды рассматриваются в специальной литературе ФРГ как особый вид административной юстиции, поскольку разре¬шают споры, возникающие в сфере применения публичного права и в подавляющем большинстве случаев рассматривают иски граж¬дан к государственным учреждениям. С точки зрения защиты со¬циальных ценностей они близки к трудовым судам. В 1971 г. соци¬альные суды приняли к рассмотрению 133 892 дела, в 1978 r. — 142 385 дел. Правовой основой их деятельности служит Закон о социальных судах, действующий в редакции 23 сентября 1975 г.

Социальные суды рассматривают дела о социальном страхова¬нии по закону: о страховании по болезни, пенсионном страховании и страховании от несчастных случаев рабочих и служащих, страхо¬вании безработных. Им подведомственны дела о пособиях 5;а де¬тей, пенсиях жертвам войны и лицам, пострадавшим во время службы в бундестаге, или родственникам погибших. В последние годы возросло количество исков по поводу пособий учащимся в сфере профессионального образования. Эти же суды рассматривают споры между врачами и больничными кассами. Особый вид дел — разбирательство исков и возмещении ущерба лицам, пострадавшим от насильственных действий.

Административная юрисдикция осуществляется в ФРГ специ¬альными административными судами. Первые административные суды в Германии возникли в середине прошлого века в прямой связи с внедрением в государственную практику идеи разделения вла¬стей: споры о праве, возникающие в сфере административной дея¬тельности, не должны были разрешаться самими административны¬ми органами. В Веймарской республике административная юстиция стала обязательной для всех земель, этот принцип был: воспринят и в ФРГ, где административные суды действуют на основе Поло¬жения об административных судах I960 г.

В соответствии с § 40 этого Положения компетенция админи¬стративных судов распространяется на все споры публично-право¬вого характера, кроме конституционно-правовых. Суды принимают к рассмотрению не только иски граждан к государственным орга¬нам, но и некоторые споры между административными единицами, например между общинами или городами, а также все споры о правах государственных служащих.

Система административных судов имеет три инстанции: суды первой инстанции, высшие административные суды на уровне земель и Федеральный административный суд (его местонахожде¬ние — Берлин). Таким образом, вторая инстанция — это не земельный, как в большинстве других судов, а высший земельный суд. Все эти суды действуют коллегиально, причем в первых двух инстанциях вместе с тремя профессиональными судьями действуют по два заседателя, а Федеральный административный суд состоит из пяти профессиональных судей. Заседатели административных судов избираются на четыре года и не принадлежат к какой-либо определенной профессиональной группе граждан. Суды второй и высшей инстанций могут в отдельных случаях функционировать как суды первой инстанции. Например, Федеральный администра¬тивный суд рассматривает споры между Федерацией и землями или между отдельными землями, если они не являются конститу¬ционно-правовыми.

Особыми видами административных судов, действующих на ос¬нове специальных нормативных актов и в соответствии с вырабо¬танными для них процессуальными правилами, являются социаль¬ные, финансовые и дисциплинарные суды.

Федеральный конституционный суд занимает особое место в политической системе страны, находясь в одном ряду с другими федеральными органами, такими, как бундестаг, бундесрат, прези¬дент или федеральное правительство. В ФРГ последовательно про¬ведена идея особого конституционного органа, наблюдающего за соблюдением не только конкретных норм, но и принципов Консти¬туции. Согласно ст. 18, 21, 41, 61, 93, 98, 99, 100, 126 Основного закона и § 13 Закона о Федеральном конституционном суде, он призван принимать решения в 18 типовых случаях, касающихся толкования Основного закона и обычного законодательства Феде¬рации и земель, полномочий государственных органов, прав граж¬дан, положения политических партий и многих других важных правовых проблем.

ФКС состоит из двух сенатов, в каждый из которых входят по восемь судей. Судьи одного из них не могут заседать в другом. Первый сенат занимается преимущественно спорами и конфликта¬ми, затрагивающими права граждан, и потому именуются в обихо¬де «сенатом основных прав». Второй сенат рассматривает главным образом споры, возникающие между членами Федерации и госу¬дарственными органами, и потому часто именуется «государствен¬но-правовым сенатом». К его ведению относятся и дела о запрете политических партий.

Большое практическое значение имеют рассматриваемые ФКС споры между Федерацией и землями, между самими землями, а также заинтересованными государственными органами об их ком¬петенции в случаях, когда стороны не могут прийти к единому толкованию конституционных положений.

6. Контроль за соблюдением законности в государственном управлении

Основополагающим принципом публичного управления в ФРГ является принцип законности этого управления. Принцип законности публичного управ¬ления, как подчеркивал Франц Майер, представляет собой выражение принципа разделения властей. Согласно этому принципу законодательная власть устанав¬ливает подчиненность управления закону и требует обоснованности законом дей¬ствий публичного управления. Принцип законности (или правомерности) управ¬ления означает, что любое мероприятие публичного управления, затрагивающее чьи-либо интересы, в том числе и интересы третьих лиц, должно соответствовать существующей системе права, т. е. быть правомерным в материальном смысле и применительно к конституционному строю. Согласно немецкой юридической доктрине всякая деятельность публичного управления ни по своим практическим последствиям, ни каким-либо иным образом не может противоречить сущест¬вующему правопорядку. Таким образом, по мнению немецких юристов, отдель¬ный индивид защищен от произвола публичной власти. Предполагается, что лю¬бой гражданин всегда может заранее знать (или узнать), в каком случае и в какой степени публичная власть может вторгнуться в сферу его права и какой характер (позитивный или негативный) примет такое вторжение. Во избежание негативных последствий публичная администрация всякий раз, когда речь идет о юридически существенном вмешательстве, должна обосновывать свои действия нормой права. Конституционный принцип законности, в соответствии с которым обязы¬ваются действовать органы администрации ФРГ, сформулирован в абз. 3 ст. 20 Основного закона ФРГ. Кроме того, для его применения следует руководство¬ваться абз. 1 ст. 80, абз. 1 и 19 ст. 28.

Системой органов судебной власти, на которую ложится обеспечение закон¬ности в деятельности публичной администрации, являются суды административ¬ной юстиции ФРГ. Организация этих судов трехступенчатая. Высшим органом административной юстиции ФРГ является Федеральный административный суд. Суды первой и второй инстанций находятся в компетенции земель. Низовой, пер¬вичной инстанцией по рассмотрению административных споров является адми¬нистративный суд, судом второй инстанции является Высший административный суд (земельный), который в некоторых землях по традиции называется админист¬ративной судебной палатой. Каждая земля имеет только один суд второй инстан¬ции, однако в некоторых случаях две земли объединяются и создают совместный суд второй инстанции, как, например, земли Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Сак¬сония.

Федеральный административный суд выступает в основном в качестве кас¬сационной инстанции и лишь изредка - в качестве первой (в основном при рас¬смотрении дел, имеющих принципиальное значение). Основная масса дел рас¬сматривается судами второй инстанции, т. е.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»