Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Административный процесс

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Введение

Целью данной курсовой работы является выяснение понятия и сущности административного процесса, а также выявление основных принципов административного про¬цесса.

Прежде чем перейти к рассмотрению названных во¬просов, необходимо сделать некоторые терминологичес- кие пояснения.

Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определённого результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.[2, 300] В та¬ком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т. п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в раз¬личного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы её также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процес¬суальную форму.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права.[13] Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реали¬зации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного про¬цесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, то есть соответствующих правил должного поведения.[2],[4]

Место административного права в правовой системе

Российской Федерации.

В начале необходимо остановиться на предмете адми¬нистративного права, а также на его месте в правовой сис¬теме Российской Федерации.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая при¬звана регулировать особую группу общественных отноше¬ний. Главная их особенность состоит в том, что они воз¬никают, развиваются и прекращаются в сфере государст¬венного управления, то есть в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации. Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Таким образом, административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой со¬вокупность правовых норм, предназначенных для регули¬рования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной вла¬сти (в более широком понимании - в процессе осуществле¬ния государственно-управленческой деятельности).[2,31]

Предмет административного права достаточно разно¬образен, но в принципе охватывает однотипные общест¬венные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

а) управленческие отношения, в рамках которых не¬посредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизацион¬ного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с уча¬стием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.[2,30]

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями российского права. Характеризуя это взаимодействие, необходимо иметь в виду, что админист¬ративное право охватывает своим регулятивным воздейст¬вием широкие области государственной и общественной жизни, что определяется многообразием практического проявления действующего в Российской Федерации меха¬низма исполнительной власти.

Служебная роль административного права в совре¬менных условиях определяется многими существенными обстоятельствами, вытекающими непосредственно из его природы. Так, в связи с актуальностью проблемы правоох¬раны, как непременного элемента правового государства, административное право в отличие от многих других пра¬вовых отраслей имеет и укрепляет свои собственные юри¬дические средства защиты от посягательств на правовой режим в сфере функционирования механизма исполни¬тельной власти. Невыполнение или недобросовестное вы¬полнение требований административно-правовых норм влечёт за собой приведение в действие предупредитель¬ных, пресекательных и карательных средств администра¬тивно-принудительного характера. Среди них особая роль отводится институту административной ответственности, а также административного процесса.

Следует отметить, что в «чистом» виде практически не существует ни одна отрасль права. В каждой из них правовую базу составляют, как правило, нормы различного

отраслевого профиля с преобладанием «собственных» норм, то есть полностью соответствующих предмету данной отрасли. На подобной основе фактически строится

российское законодательство.

Наиболее самостоятельны такие правовые отрасли, как гражданское, уголовное, международное, конституци¬онное право. В иных случаях всегда легко обнаружить взаимодействие норм различных отраслей права и законо¬дательства. Например, в земельном или финансовом праве ярко проявляется тесное взаимодействие гражданско-пра¬вовых, административно-правовых и уголовно-правовых норм.

Следствием данной особенности действующей право¬вой системы является «проникновение» административ¬ного права в сферу регулятивного функционирования иных правовых отраслей. В основе подобного явления - факти¬ческое наличие управленческих по своей природе отноше¬ний в сферах, относящихся в соответствии с предметом той или иной отрасли права к её регулятивному воздейст¬вию. Поэтому даже в гражданском законодательстве име¬ется пусть небольшое, но определённое число администра¬тивно-правовых по своей сути норм.

Административное право с учётом специфических особенностей государственно-управленческой деятельно¬сти как правовой формы реализации власти охватывает своим регулятивным воздействием чрезвычайно широкий круг общественных отношений управленческого типа. Тем самым отчётливо проявляется многообразие администра¬тивно-правового регулирования. Например, финансовое право регулирует строго ограниченные рамками его пред¬мета общественные отношения. Административное право таких строгих границ не имеет. Следовательно, трудно найти какой-либо специальный вопрос, который можно было бы назвать чисто административно-правовым.

Сфера государственного управления не изолирована от действия норм других отраслей права, которыми регу¬лируются возникающие в ней общественные отношения, не охватываемые предметом административного права. Так

возникает взаимодействие различных правовых отраслей.

[2,40-41]

Наиболее тесно административное право взаимодей¬ствует с конституционным (государственным) правом. Конституционное право является ведущей отраслью рос¬сийского права и закрепляет основные принципы органи¬зации и функционирования исполнительной власти, место её субъектов в государственном механизме, правовые ос¬новы их формирования, их взаимоотношений с субъектами других ветвей единой государственной власти (ст. 10, 11, 71-72, 77, 83-88, 102-103, 110-117, 125 Конституции Рос¬сийской Федерации); права и свободы человека и гражда¬нина, значительная часть которых практически реализу¬ется в сфере государственного управления (ст. 85, 103, 111, 117) и т. п. Многие стороны организации и деятель¬ности механизма исполнительной власти определяются федеральными и иными законодательными нормами. Ад¬министративное право берёт исходное начало в нормах конституционного права, детализирует и конкретизирует их, определяя при этом правовой механизм реализации прав и свобод граждан, компетенции различных звеньев системы исполнительной власти; административно-право¬вой статус конкретных участников управленческих обще¬ственных отношений и административно-правовые сред¬ства его защиты; формы и методы государственно-управ¬ленческой деятельности, основы её отраслевой и межот¬раслевой, региональной и местной организации и т. п.

Гражданское и административное право регулируют нередко с внешней стороны исходные общественные от¬ношения имущественного характера, ориентируясь на пре¬обладающее значение тех или иных элементов метода пра¬

вового регулирования. Аналогично решается вопрос о со¬отношении трудового и административного права. Наибо¬лее сложно проведение граней между, например, админи¬стративным правом и такими отраслями, как финансовое,

земельное право. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесённых к предмету названных отраслей, регулируется нормами ад¬министративного права и свойственными ему правовыми средствами.

Границы действия норм уголовного и административ¬ного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов. [2],[9]

Административный процесс: понятие и сущность.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права . Исходя из данной методологической позиции, деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса. В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов, предполагаемых

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»