Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Виды административно-правовых норм

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание:

Введение

3

1. Виды административно-правовых норм 4

2. Формы реализация административно-правовых норм 11

Список использованной литературы 14

Введение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, являет¬ся их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, «кирпичиками», на базе которых стро¬ится система отрасли, являются административно-правовые нор¬мы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфе¬ре деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принужде¬нием. Норма содержит правило, модель должного поведения (дис¬позицию) при наличии определенных условий (гипотезы).

Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важ¬ными для понимания этих норм являются критерии их сущнос¬ти, содержания и формы.

По целевому назначению административно-правовые нормы делятся на регулятивные, содержащие правила созидательной, нормальной деятельности, и охранительные, призванные обеспе¬чить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений. И, соответственно, административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентиру¬ющих созидательную деятельность исполнительной власти («ак¬тивная администрация») и ее охранительную деятельность («пас¬сивная администрация»).

По содержанию различаются нормы материальные (определя¬ют права и обязанности субъектов правоотношений) и процессу¬альные (закрепляют порядок, процедуры осуществления влас¬ти). Если уголовное право уже давно существует отдельно от уголовно-процессуального, то в рамках административного пра¬ва органично связаны две подотрасли: материальное админис¬тративное право и административно-процессуальное право.

Используя в качестве критерия группировки метод воздейст¬вия на поведение субъектов, можно выделить нормы обязываю¬щие, запрещающие, уполномочивающие.

Реализация норм административного права представляет со¬бой процесс претворения в жизнь государственной воли его субъ¬ектами. Это выражается в поведении субъектов в соответствии с требованиями юридических норм. В литературе различают не¬сколько форм (способов) реализации норм: 1) исполнение; 2) со¬блюдение; 3) использование и 4) применение. Основными формами реализации административно-правовых норм являются: исполнение и применение.

1. Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регу¬лятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: ма¬териальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризу¬ются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых админист¬ративным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управ¬ленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмот¬реть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определя¬ющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-право¬вые нормы определяют основы взаимодействия субъектов испол¬нительной власти и различного рода объектов управления, их взаим¬ные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламенти¬руют динамику государственного управления и связанных с ним уп¬равленческих отношений. Например, это нормы, определяющие поря¬док приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан;

порядок производства по делам об административных правонару¬шениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (проце¬дуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регули¬руемых управленческих отношений.

В соответствии со сложившимися в юридической теории и практике представлениями о процессе и процессуальной деятельности следует акцентировать внимание преимущественно на их юридичес¬кой сущности, как это имеет место, например, в отношении уголовно¬го и гражданского процесса. На подобной базе можно выделить административно- юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудеб¬ной форме различного рода административно-правовых споров. Име¬ется в виду реализация административной юрисдикции, т.е. принад¬лежащих соответствующим органам управления (должностным ли¬цам) полномочий по самостоятельной правовой оценке поведения лиц или организаций и по применению в необходимых случаях установ¬ленных мер административно-принудительного характера (например, производство по делам об административных правонарушениях).

Налицо, следовательно, правоохранительный аспект административно-юрисдикционных норм.

Но управленческая деятельность не сводится только к юрисдикционной. Существенна значимость, Например, подготовки и при¬нятия управленческих решений, регистрационных, разрешительных и иных функций, широко используемых в процессе государственно-уп¬равленческой деятельности. Это также процессуальные действия. В силу этого административно-процессуальные нормы, регламенти¬рующие многие позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего, практической работы аппарата управ¬ления, можно выделить в особую группу — административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в утвержденном Правительством Российской Федерации 28 января 1993 года Регла¬менте заседаний Правительства, определяющем основы формирова¬ния их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений .

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоох¬ранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование — общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных дан ной нормой условиях совершать определенные действия. Содержа¬щиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обяза¬тельное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при полу¬чении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общест¬венное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли прожи¬вающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необ¬ходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предпи¬саниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или специальных обязанностей участников регулируемых уп¬равленческих отношений. Так, в Законе от 18 апреля !991 года «О милиции» говорится, что в соответствии с возложенными на нее задачами милиция обязана совершать широкий круг действий (ст. 10);всего предусматриваются 24 варианта таких действий. По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта го¬сударственно-управленческой деятельности. Применительно к граж¬данам закрепляемые нормой административного права их общие обя¬занности являются элементом их административно-правового статуса;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. За¬преты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запре¬щено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершенно¬летних) и т.п. Это — специальный запрет;

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволитель¬ные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и за¬преты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках ко¬торого участники регулируемых управленческих отношений действу¬ют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»