Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

История избирательного права

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА (ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ) 6

ГЛАВА II. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В 1905-1917 ГГ. 10

ГЛАВА III РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В 1917 Г. (ПЕРИОД ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА) 24

ГЛАВА IV ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

ЛИТЕРАТУРА. 43

Введение

Среди достижений цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают особое место. Каждая страна по-своему проделала исторический путь к политической свободе и демократии. Россия не была исключением. На протяжении столетий она накапливала опыт демократического государственного устройства.

В своей работе я оцениваю выборы как социокультурный феномен, проходящий красной нитью через историю человечества.

Среди политических институтов Древней Руси особое место занимают вечевые собрания. Они не только решали вопросы местного и государственного значения, но и реально обеспечивали участие широких слоев населения в управлении отдельными землями. На вече, на мой взгляд, и зародились первые выборные традиции, заложились основы представительной и непосредственной демократии. Особенно ярко этот процесс происходил в Новгородской земле, где к XII в сложилась феодальная республика. Здесь были созданы выборные органы власти, просуществовавшие по XV столетие – XV в – начало XVII в – это вторая ступень в развитии избирательного права.

Судебник 1497 ню установил полномочия выборных органов самоуправления. В частности, должностные лица от местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельность кормленцев.

В период правления Ивана Грозного учреждаются губные и земские избы. Первые осуществляют судебные и карательные функции по отношению к «лихим людям», вторые регламентировали финансово-хозяйственную, судебную и полицейскую деятельность выборной земской администрации.

Среди органов государственной власти особое место занимают земские соборы – сословно-представительные органы власти. Но, по мнению исследователя А.И.Заозерского, они были больше похожи на «парламент чиновников», чем на представительные учреждения в обычном понимании. Выбоные люди не были делегатами с мест, а это был особый должностной чин на государственной службе.

В период смутного времени вообще были утрачены даже эти ростки избирательности.

Наиболее многолюдным и представительным стал собор 1613 г., избравший «на царство» Михаила Федоровича Романова. Земские соборы собирались периодически для решения наиболее важных вопросов. Во II половине XVII в. институты сословного представительства теряют свое значение, а земские соборы перестали созываться.

Очевидно, что в условиях абсолютной монархии XVII – XIX вв не могло быть и речи о становлении избирательного права. В этот период Екатерина II, Александр I, Николай I пытались ввести элементы конституционализма, но сопротивление в среде крепостников-консерваторов оказались решающими. Да и сами императоры не готовы были к этим переменам.

Краткая историческая справка показывает, что до середины XIX в. понятие «выборное право» в основном относилось лишь к институтам сословного и местного самоуправления. Эти органы формировались исключительно на основе цензового представительства. В соответствии с «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» императрицы Екатерины II (1785 г.) дворяне получили право объединяться в общества и собрания. Для членов дворянских собраний вводились возрастной, имущественный и социальный цензы: в «дворянское общество» допускались лишь лица благородного происхождения, владеющие поместьем, достигшие 25 лет, в чине не ниже обер-офицерского.

До середины 40-х годов XIX в., при выборах органов городского самоуправления действовали правила, установленные в 1785 г. Екатериной II в «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи». Раз в три года «городские обыватели» избирали Думу в составе гласных и городского главу. К участию в выборах допускались жители, владевшие капиталом и достигшие 25 лет. Среди них могли быть дворяне-землевладельцы и даже иностранные купцы.

В середине 40-х годов XIX в. правительство изменило принципы организации городского самоуправления столиц Москвы и Санкт-Петербурга. Отныне избиратели городской думы делились на 5 разрядов: потомственные дворяне – владельцы недвижимости; личные дворяне, почетные граждане и разночинцы, владевшие недвижимостью; купцы всех гильдий; цеховые ремесленники; мещане, на записанные в цехи.

Условия получения избирательных прав оставались прежними. Это лишало избирательных прав прочие категории населения. Таким образом, выборное право в дореформенной России носило сословный характер и имело узкую область применения.

Поэтому лично у меня возник интерес к пореформенной эпохе XIX в, когда активно пошел процесс формирования избирательного права. Эта тема тем более актуальна, так как 2003-2004 г. ознаменовались выборам депутатов в Государственную Думу, выборами Президента России, выборами многих губернаторов и депутатов Законодательных собраний.

Работая над этой темой я изучила ряд документов:

Конституция Российской Федерации 1993 г.;

Высочайшее утвержденное положение о губернских и уездных земских учреждения от 1 января 1864 г.;

Высочайшие утвержденные основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.;

 Учреждение Государственной Думы. Закон от 20 февраля 1906 г.;

 Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 г.;

 Положение о выборах в Учредительное Собрание.

Кроме этого, я изучила целый ряд документов о деятельности Думы, включенных в сборник, воспоминания Милюкова П.Н. переизданные в 1999 г.; документы из хрестоматии «Политическая история России» и т.д.

Работа над темой потребовала и изучения монографий ученых-историков, таких как Демина В.А., Ерошкина Н.П., Леонтовича В.А. и др. В этих трудах представлены проблемы формирования думской монархии в России. К сожалению, историография темы реферата имеет такой существенный недостаток, как роль личностей в формировании парламентаризма.

Целью моей работы является доказательство прямой связи между избирательным правом и функционирование государства.

Задачами работы является:

 изучение документов Российского государства II половины XIX – начала XX вв.;

 изучение Российской Конституции 1993 г. и ее сопоставление с различными факторами: человеческим, политическим, культурными и т.д.

Глава I Основные черты избирательного права второй половины XIX - начала XX века (земская и городская реформы)

Крестьянская реформа 1861 года и последовавшие за ней земская, судебная, военная реформы стали крупнейшими событиями отечественной истории и во многом определили последующее развитие страны. Они дали мощный импульс формированию системы избирательного права в России и наделению избирательными правами широких слоев населения.

Освобождение громадной массы крестьян от крепостной зависимости, упразднение вотчинной власти дворян, разрушение важнейших институтов феодального права - все это потребовало перемен в системе местного самоуправления. Эти предпосылки вызывали к жизни земскую (1864 г. ) и городскую (1870 г.) реформы, повлекшие за собой изменения в российском избирательном праве.

Начало земской ре¬форме положил указ Александра II от 1 ян¬варя 1864 года и «По¬ложение о губернских и уездных земских учреж¬дениях». Император предписывал: «...при¬звать к ближайшему участию в заведывании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их на¬селение, посредством избираемых от онаго лиц...» (Политическая история России. Хрестоматия. Сост. В.И. Коваленко и др. М., 1996. С. 488). В 34 губерниях Рос¬сии предстояло сформировать органы земского самоуправления сроком на три года.

В выборах участвовали все сословия тогдашнего российского общества. В основу избирательной системы был положен принцип выборов по сословиям. Избиратели делились на три курии: мест¬ные землевладельцы, крестьянские общества и горожане - владель¬цы недвижимости, а также торговых и промышленных предприя¬тий. В крестьянскую курию входили представители крестьянского сословия, другие же деревенские жители (землевладельцы) и горо¬жане объединялись на основании имущественного ценза.

Выборы уездных земских гласных проходили отдельно на трех избирательных съездах курии в каждом уезде. Первую курию составляли землевладельцы (независимо от сословий), владевшие имениями размером от 200 до 800 десятин. Земельный ценз в разных уездах был различен. Горожане для участия в выборах должны были иметь недвижимое имущество стоимостью от 500 рублей в уездных городах до 3 тысяч в столице или владеть тор¬гово-промышленными заведениями с годовым оборотом не ниже 6000 рублей, или принадлежать к купеческим гильдиям. За сель¬ских жителей и горожан, не обладавших требуемым цензом, голо¬совали избранные ими представители. Крестьяне на волостных сходах делегировали выборных на съезд крестьянской курии из расчета не менее одного выборщика на 300 домохозяев.

Выборы были косвенными. Съезды представителей каждой из курий избирали установленное количество гласных. Уездные зем¬ские собрания избирали гласных губернского земского собрания. Число представителей одной курии не могло превышать общего числа представителей двух других. На практике это приводило к тому, что на долю помещиков и зажиточных горожан приходи¬лось от 50 до 80 процентов общего числа земских гласных.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»