Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Понятие административно- правового статуса граждан РФ

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Содержание

Введение_______________________________________________________

1. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов___

2. Административно-правовой статус гражданина____________________

3. Способы защиты прав граждан__________________________________

4. Право гражданина на административную жалобу___________________

5. Право гражданина на судебную защиту___________________________

6. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительной власти и ее должностных лиц_____________

Заключение_____________________________________________________

Список используемой литературы__________________________________

3

5

8

11

15

20

24

27

29

Введение

В демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть четко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата - исполнительной власти.

Административное право – важнейшая отрасль правовой системы любой страны. Особенно велика его роль в России, где такие факторы, как огромная территория, многонациональный состав населения, традиционно большой объем государственной собственности, исторические державные традиции, обусловили значение административной власти, государственной администрации в жизни общества. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и иных невластных субъектов в отношениях с представителями исполнительной власти, организационные основы, систему государственной администрации, полномочия ее структурных единиц, принципы, методы, формы их деятельности.

Административно-правовой статус граждан в РФ определяется Конституцией РФ, конституциями субъектов РФ, текущим административным законодательством.

Административно-правовой статус - это совокупность прав и обязанность граждан обеспечиваемых и гарантируемых административным правом. Выделяется правовой статус гражданина, человека и личности.

Правовой статус состоит из следующих элементов:

1.Структура (правовые элементы статуса): включает в себя

а) гражданство. Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством выражающая в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства основных прав и свобод.

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) права и законные интересы граждан;

д) обязанности граждан.

2. Содержание. В содержание входит комплекс прав и обязанностей, регламентированных нормами административного права, иначе говоря, содержание правового статуса указывает на определенные правовые связи и отношения между гражданами и государством.

3. Механизм регулирования. Он включает в себя принципы правового положения, гарантии прав и обязанностей, способы их реализации и защиты, ответственность за нарушение прав и несоблюдение обязанностей, т.е. ту совокупность правовых средств, с помощью которых государство определяет и обеспечивает положение гражданина в политической системе общества.

Необходимо обратить внимание на то, что в юридической литературе предпринимались попытки раскрыть правовой статус через элементный состав и т.п. Непременным элементом структуры правового статуса являются права и обязанности граждан, сейчас в этот комплекс включают и законные интересы граждан. Некоторые исследователи категорически возражают против включения в состав правового статуса правосубъектности.

Основные права и обязанностей граждан закреплены в Конституции РФ, в законе о гражданстве, и в определенных административно-правовых нормах. Конституционные права и свободы представляют фундамент всех остальных прав и свобод.

Административные акты закрепляют права и обязанности граждан в государственном управлении, пути и формы реализации, права и обязанности лиц, гарантии и средства защиты прав личности, осуществляемые государственными органами, ответственность граждан за невыполнение своих обязанностей, а также ответственность должностных лиц в сфере нарушения прав граждан. Административно-правовые нормы не только конкретизируют права и обязанности указанные в Конституции РФ, но и обеспечивают в большинстве случаев реализацию этих прав, свобод и исполнение обязанностей граждан. К примеру, право на жилище реализуется посредством административно-правового акта.

1. Административная правосубъектность индивидуальных субъектов

Проблеме административно-правового статуса граждан посвя¬щена значительная научная литература. В. И. Новоселов полагает, что гражданином следует считать «лицо (человека), не состояще¬го с данным органом управления в трудовых или государственно-служебных отношениях» . Очень ценно, что автор отметил ус¬ловность данного понятия: лицо считается гражданином приме¬нительно к определенным отношениям, а не вообще. Дело в том, что один и тот же человек (например, госсанинспектор) в одних отношениях выступает как частное лицо (гражданин), в других — как служащий, в-третьих — как представитель власти.

Однако рассматриваемое определение нужно уточнить. Во-первых, речь можно вести об отношениях не только с органом управления, а вообще с любым коллективным субъектом адми¬нистративного права. Во-вторых, точнее говорить не о трудовых, государственно-служебных отношениях, а о том, что лицо не яв¬ляется участником устойчивых организационных связей, членом определенного коллектива. Таким образом, под гражданином по¬нимается отдельное лицо, которое не находится в устойчивых правовых отношениях с данной организацией.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государствен¬ного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности лич¬ности, о которых говорится в административно-правовых нор¬мах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

«Административно-правовой статус граждан Российской Фе¬дерации устанавливается, прежде всего, Конституцией Россий¬ской Федерации, актами органов представительной власти. В формировании и особенно в реализации составляющих данный ста¬тус прав и обязанностей значительна также роль органов испол¬нительной власти» . Правительство, министерства, губернаторы издают немало нормативных актов, которые предоставляют оп¬ределенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры де¬ятельности различных инспекций, устанавливают правила (охо¬ты, дорожного движения и т. д.).

Составными частями административно-правового статуса ин¬дивидуального субъекта являются административная правосубъектность и его реальные права и обязанности, приобретенные в соответствии с нормами административного права. «Правосубъектность включает два основных структурных элемента: во-пер¬вых, способность обладания правами и несения обязанностей (пра¬воспособность); во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Поэтому иногда правосубъектность называют праводееспособностью»

Административная правоспособность — это способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами административно¬го права. Частично она возникает с момента рождения: право на имя, на медицинскую помощь, на бесплатное обеспечение ле¬карствами. Будучи в принципе равной, административная пра¬воспособность граждан не одинакова. Она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, наци¬ональности и других демографических факторов. В качестве при¬мера можно назвать воинскую обязанность, способность стать носителем которой зависит от пола, возраста, состояния здоровья, гражданства и ряда иных факторов. В настоящее время, когда субъекты Федерации в соответствии со ст. 72 Конституции РФ активно осуществляют административное правотворчество, ад¬министративная правоспособность жителей разных регионов имеет определенные различия.

Таким образом, главные особенности административной пра¬воспособности заключаются в следующем: 1) она регулируется нормами административного права; 2) ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъек¬тами исполнительной власти; 3) у конкретных лиц она возникает с момента рождения; 4) для разных лиц она не одинакова по объему.

Административная дееспособность — это способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязаннос¬ти, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

Административная дееспособность граждан РФ возникает поз¬днее их правоспособности, возраст ее наступления законом не установлен. Хочется отметить, что раньше, чем какая-либо иная, у гражданина возникает именно административная дееспособ¬ность. Ее частичное появление и последующее увеличение свя¬зано с физическим и интеллектуальным взрослением лица. Даже дошкольники могут самостоятельно обратиться к врачу, исполь¬зовать право на жалобу, с шести лет ребенок сам реализует пра¬во на образование. Комиссия по делам несовершеннолетних вправе направить лицо, которому исполнилось II лет, в специальную школу, а с 16 лет наступает административная дееспособность.

Административная правосубъектность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»