Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Правонарушения на транспорте



Скачать реферат


Проблемы научности философского мировозрения. Философия и наука.

Функции философии.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и

предсказание процессов и явлений действительности, составляющих пред-

мет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философия всегда в

той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методоло-

гии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Филосо-

фию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме пост-

роения знания, к логической доказательности своих выводов.

Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая

единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала фило-

софию с наукой. Еще греческие мыслители придавали большое значение

подлинному знанию и компетентности в отличии от менее научного, а по-

рой и просто легковесного мнения. Такое различие имеет принципиальный

характер для многих форм человеческой деятельности, в том числе и для

философии. Так чем же являются результаты интеллектуальных усилий фи-

лософов: надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода

игрой ума? Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснова-

ний, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же

такие притязания беспочвенны? Попробуем ответить на эти вопросы обра-

тившись к истории.

Первую попытку обрисовать круг задач философии, перед лицом су-

ществующих и только начинающих формироваться конкретных наук, в свое

время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из ко-

торых занята исследованием своей области явлений, он определил филосо-

фию как учение о первопричинах, первопринципах, самых общих началах

бытия. Ее теоретическая мощь представилась Аристотелю несоизмеримой с

возможностями частных наук и вызывала его восхищение. Он назвал эту

область знания 'госпожой наук', считая что другие науки, как рабыни,

не могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отражено

характерное для его эпохи резкое расхождение философской мысли и спе-

циальных дисциплин по уровню их теоретической зрелости. Такая ситуация

сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвер-

дился в сознании философов титулами 'королева наук' и 'наука наук'.

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей

науки - само слово 'философия' означает 'наука'. Эта наука была нап-

равлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать

объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, фило-

софия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась

отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных

наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религи-

озной жизни. Идеи а[НЕРАЗБОРЧИВО]стики, первоначально выдвинутые еще в

античной философии, лишь в 17-18 веках превратились в естественно-на-

учный факт - можно говорить об определенных прогнозирующих функциях по

отношению к естествознанию.

В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противо-

положные суждения о величии науки и неполноценности философии. В это

время возникло и приобрело влияние философское течение позитивизма,

поставившего под сомнение познавательные возможности философии, ее на-

учность, одним словом развенчивающее 'королеву наук' в 'служанки'. В

позитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат

науки, имеющий право на существование в те периоды, когда еще не сло-

жилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познава-

тельные притязания философии объявляются несостоятельными. Провозгла-

шается, что зрелая наука - сама себе философия, что именно ей посильно

брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, будора-

жившие умы в течении столетий.

Ко всему прочему отличием философского знания от других является

то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие,

какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой.

Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функ-

ций, родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями как

обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее

общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бы-

тия, о которых уже шла речь, теоретическая масштабность, логичность

философского разума позволяют ему осуществлять также функции прогноза,

формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также

первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных

специально-научными методами.

На основе общих принципов рационального понимания философская

мысль группирует житейские, практические наблюдения различных явлений,

формирует общие предположения о их природе и возможных способах позна-

ния. Используя опыт понимания, накопленный в иных областях познания,

практики, она создает философские 'эскизы' тех или иных природных или

общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную

проработку. При этом осуществляется умозрительное продумывание принци-

пиально допустимого, логически и теоретически возможного. Т.о. филосо-

фия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит

и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в свя-

зи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, нали-

чием 'белых пятен' познавательной картины мира. Конечно, в конкретном

- научном плане предстоит заполнить специалистам-ученым, иной общей

системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического

мышления.

Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются

в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства,

общих закономерностях и т.д. Однако сами она таких представлений не

вырабатывают - в конкретных науках используется универсальный мысли-

тельный инструментарий(категории, принципы, различные методы позна-

ния), но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией,

осмыслением познавательных приемов, средств. Общемировоззренческие и

теоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и

формируются в сфере философии.

Итак, философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть

много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нель-

зя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее науч-

ность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы,

проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда

теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутс-

твует.




Copyright © 2005—2007 «Mark5»