Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Административное право /

Шпоры

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Вопрос №4 Административное право как отрасль российское право: понятие, предмет, метод, система, субъекты.

Предмет административного права.

Предмет АП – общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

• между соподчиненными субъектами государственного управления (вертикальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти, не находящимися в состоянии соподчинения (горизонтальные отношения);

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;

• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

• между субъектами исполнительной власти и государственными служащими;

• между субъектами исполнительной власти и гражданами;

• между субъектами исполнительной власти и иными субъектами.

По признаку государственно-территориального устройства:

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов федерации;

• между органами исполнительной власти субъектов федерации и исполнительными органами местного самоуправления.

В зависимости от направления действия:

• внешние отношения, отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне;

• внутренние отношения, т.е. внутриорганизационные, внутрисистемные отношения.

Метод административного права.

Метод административного права – это совокупность предписывающих, запрещающих и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Характеристика административно-правового метода:

1. представляет собой определенное соотношение средства предписания, запрета и дозволения;

2. наиболее присущи правовые средства распорядительного типа;

3. чаще всего представляет одностороннее волеизъявление одного из участников регулируемого отношения;

4. не исключает использования диспозитивных средств;

5. отличается динамизмом, что обусловлено природой управленческих отношений.

Предписание – метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно-правовой нормой.

Запрет – метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение – метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права.

Система административного права

Система административного права – внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

• обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

• представляет собой объективное правовое явление;

• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

• включает определенные элементы;

• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Институты административного права:

• принципов государственного управления;

• административно-правового статуса граждан (физических лиц);

• административно-правового статуса органов исполнительной власти;

• государственной и муниципальной службы;

• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

• административно-правовых режимов;

• форм государственного управления;

• методов государственного управления;

• административной ответственности;

• административного процесса;

• обеспечения законности в государственном управлении;

• административно-правовых норм межотраслевого управления (координации);

• административно-правовых основ управления в сфере экономики;

• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Предмет и методы АП.

АП – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Предмет АП – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исп. власти.

Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Для АП характерны след. методы прав. регул-ния:

метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного участника другому).

метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления).

метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос. механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора).

Суть методов адм.-правового регул-я управленческих отнош. заключаются в следующем:

установление определ. порядка действий – предписание к действию в опред. условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответсвующей админ.-правовой нормой;

запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юрид. средств воздействия;

предоставление возможности выбора одного из предусмотренных адм.-правойо нормой вариантов должного поведения;

предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные адм.-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

ВОПРОС №7 Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм означает практиче¬ское использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений, т.е. проведение в жизнь содержащихся в них различным образом выраженных волеизъяв¬лений, Естественно, что в указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

Известны два основных варианта реализации административно-правовых норм: исполнение и применение. Иногда к ним добавляются соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовых норм — точное следо¬вание участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универ¬сален, так как его субъектами являются любые участники управлен¬ческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государственной дисциплины в сфере реализации исполнительной власти.

В отличие от реализации применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих субъектов исполни¬тельной власти. Оно практически выражается в издании полномоч¬ным органом (должностным лицом) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных либо процессуаль¬ных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на долж¬ность, решение по жалобе гражданина, регистрация общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неполо¬женном месте и т.п.), а путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение — обобщенная характерис тика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Правоприменение в административном порядке и случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на народные суды (народных судей). В част¬ности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при наложении административных взысканий за совершение админист¬ративных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных но своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

Таким образом, исполнение и применение есть два основных спо¬соба реализации административно-правовых норм. Что касается соблюдения этих норм как самостоятельного способа их реализации, свя¬занного с реакцией участников управленческих отношений на запре¬ты, то следует иметь в виду, что по существу оно является

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»