←предыдущая следующая→
1 2 3 4
1. Понятие и основные черты государственного управления. Социальное управление. Основные категории управления Гос управление – это целенаправленное, организующе-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей. Это разновидность социального управления.
Социальное управление – особый тип управления- воздействия одних людей на других главным образом с помощью информации с целью упорядочения социально-значимых процессов, обеспечение устойчивого развития социальных систем.
Государственное управление (в широком смысле) – управление делами государства, которое осущ всеми органами гос и во всех ветвях власти, в узком смысле – исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе.Основные черты гос управления:
- является организующей деятельностью
- носит организационно-распорядительный х-р
- в процессе осуществ управл деят реализуются функции гос
- осуществ уполномоченными на то субъектами управления
Субъекты гос управления – гос органы и должностные лица, которые наделены гос-властными полномочиями
Объекты гос управления – предприятия, органз, граждане,которые не имеют властных полномочий
2. Общ-полит и организационно-технические принципы построения и деят аппарата управления 1- принцип народовластия
2- законности
3- принцип разделения властей
4- принцип федерализма
5- гласности
6- приоритета и гарантированности прав личности
7- принцип сочетания централизации и децентрализации
3. Предмет и система административного права. Административное право как наука Предмет АП – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Система АП – состоит из внутреннее АП (деятельность гос органов) и внешнее АП –(отношения между органами гос власти и гражданами).
Система АП состоит из отдельных адм норм права, институтов и подотраслей права, тесно связанных между собой
Наука АП – система научных взглядов, представлений, знаний и теорет положений о закономер, существующих в сфере адм права
4. Понятие и виды административно-правовых норм. Систематизация административного права. Источники административного права Административно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством правила,регулирующие отношения, возникающие при формировании и деятельности исполнительной власти.
Виды:
1 по целевому назначению:
-регулятивные (содержащие правила созидательной, нормальной деятельности),
- охранительные(призванные обеспечить защиту, охрану урегулированных юридич нормами отношений)
2 – по содержанию:
- материальные (определяют права и обязанности субъектов правоотношений(
- процессуальные (закрепляют порядок, процедуру осущ власти)
3 – по методу воздействия на поведение субъектов:
- обязывающие, запрещающие, уполномачивающие, рекомендующие, поощряющие
4 – по пределу действия норм(территории, группе лиц):
- общеобязательные и внутриаппаратные
5 – по уровню обобщенности:
- общие и специальные
6 – по субъектам (адресатам):
- деятельность гос организаций и их раб; негосуд орг; граждан.
Источники:
1) Акты, принятые на референдуме и акты законод органов (конт, ФКЗ, ФЗ, а также законод акты суб Федерации)
2) Акты президента РФ (указы, распоряжения)
3) Акты гос администрации (адм акты фед органов и орг – пост и распор Правит, министрств адм акты субъектов Фед)
4) Акты муниципальных органов
5) Публичные договоры (междунар, федеративные, административные
6) Акты правосудия- постановления Конст суда и конст (уставных судов) субъектов
7) Административные обыкновения – локальные акты.
5. Понятие и виды административно-правовых отношений. Особенности административно-правовых отношений Административно-правовые отношения – это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Особенности:
1- обязанности и права сторон эти отношений связаны с деятельностью гос администрации
2- в этих отношениях одной из сторон выступает субъект адм власти (орган, должностное лицо, негосуд организация, наделенные гос-властными полномочиями
3- данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон
4- в случае нарушения адм-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством
5- разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в адм порядке (в последнее время – судом)
Виды:
В зависимости от целей деятельности:
Регулятивные или охранительные
По составу участников:
Внутриаппаратные и внеаппаратные
6. Правовое регулирование выезда граждан РФ из РФ право закреплено в К - ст.27 п.2), Регулируется Законом 96 г «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».
Порядок выезда и въезда регулируется К, этим законом и пост Прав-ва.
Закон говорит о том, что Прав-вом может быть дан перечень стран, въезд в который не рекомендуется.
Для выезда необходимо представить: - паспорт (загранпаспорт, или диплом, служебный, паспорт моряка).
Заграничный паспорт выдается ОВД , общий срок – 1 месяц (Либо отказать, либо выдать), для получения – 1- общерос паспорт, 2 – 2 квитанции(об уплате госпошлины и об уплате бланка), 3 – заявление. Паспорт выдается сроком на 5 лет. Может продлеваться за границей.
Ограничения – как при получении, так и после его получения (если ограничения возникают после выдачи – паспорт изымается. Выезд запрещен).
Ограничения:1- в связи со сведениями, составляющими гос тайну (с момента последнего ознакомления – 5 лет), может быть продлен Межведомственной комиссией при Прав РФ, 2- если возбуждено уг дело- до решения по существу, 3- если осужден, 4- если подлежит призыву на действ или альтер военную службу, 5- если уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных судом 6 – если предоставляются заведомо ложные сведения.
Несовершеннолетние – могут получить паспорт с момента рождения, а если едут с родителем – то фото вклеивается в паспорт родителя по инструкции МВД
Для выезда нлетнего должно быть согласие обоих родителей (зпредст), или один из них может написать о своем несогласии о выезде, а другой – оспорить в суд. порядке.
7. Основы административно-правового статуса граждан. Административно-правовая дееспособность Административно-правовой статус гражданина –это правовое положение гражданина в отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и адм права,
оно является составной частью общего правового статуса гражданина.
Адм-правовой статус гражданина состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и свобод.
Элементы правосубъектности – это адм правоспособность – (способность иметь права и обязанности, закрепленные нормами адм права). Частично возникает с момента рождения право на имя, на получение мед помощи и др). Правоспособность граждан не одинакова – она зависит от возраста, пола, состояния здоровья, образования, места жительства, национальности и др.(даже рост влияет на правоспособ лица).
и админ дееспособность – способность граж своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные адм-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.
Адм дееспособность – в отличие от гражданской – не всегда и не только зависит от возраста (зависит от образования, места жительства, право на самостоятельное обращение к врачу – у несовершеннолетних с 15 лет).
8. Судебное обжалование административных актов Регулируется законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» - 93г (изм 95),
и 25 глава ГПК РФ- порядок обжалования.
По закону – можно обжаловать любые действия, бездействия гос, мун, общ и их должностных лиц.а в главе 25 – кроме общ и религ объед. В суде применяют аналогию.
Закон устанавливает условия приемлемости заявления:
1- сроки подачи в течение 3 мес с того времени, когда гр-ну стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск (уважительный) не является препятствием для отказа в принятии заявления
2- только те заявления, которые свидетельствуют о нарушении прав и свобод (доказывать не надо): ограничивающие права и свободы, возлагающие незаконно обязанность, незаконную ответственность, препятствие к осуществлению прав и свобод.
Не будут принимать заяв, которые подведомственны Конст суду (оспаривается действие закона), или если законом установлен иной порядок обжалования (например, для судебных решений).
Рассмотрение – по правилам гражданского судопроизводства, принимается решение, в котором либо удовлетв требование, либо отказывается, это реш обязательно на тер России.
В Законе указано, что суд вправе сам применить меру дисциплинарной ответственности к должностному лицу (но на практике никогда не применяет).
9. Порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан административными органами Предусмотрен большинством нормативных актов.
Порядок регулируется Указом президиума ВС 1968
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|