Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Металлургия /

Курсовая работа

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Рисунок 4.1 – Схема расположения полей допусков шлицевого соедине¬ния по центрирующему параметру.

Рисунок 4.2 – Обозначение шлицевого соединения в сборе (а), шлице¬вого вала (б), шлицевой втулки (в).

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Расшифровать заданное резьбовое соединение (ГОСТ 16093-81)

М 16 × 1,5 – 6G / 6h – 20

Буква М обозначает метрическую резьбу, первая цифра – номинальный наружный диаметр резьбы D(d) = 16 мм, через знак × обозначение шага резьбы Р = 1,5 мм, через дефис в числителе 6G – поле допуска по среднему и внутреннему диаметрам гайки, в знаменателе 6h – поле допуска по среднему и наружному диаметрам болта, цифра 20 обозначает длину свинчивания.

Определить номинальные диаметры резьбы. Для Р = 1,5 значения номинальных диаметров D2(d2) = 16 – 1 + 0,026 = 15,026 мм; D1(d1) = 16 – 2 + +0,376 = 14,376 мм.

По [3, таблица 31] найти предельные отклонения диаметров резьбы гайки М 16×1,5 – 6G – 20. Для всех диаметров (D, D2, D1) EI = 0, для D2 ES(D2)=+222 мкм, для D1 ES(D1) =+322 мкм, для D – не регламентируется.

Предельные размеры диаметров и допуски среднего TD2 и внутреннего TD диаметров резьбы:

Dmin = D + EI(D) = 16 + 0,032 = 16,032 мм;

D2max = D2 + ES(D2) = 15,026 +0,222 = 15,248 мм;

D2min = D2 + EI(D2) = 15,026 + 0,032 = 15,028 мм;

D1max = D1 + ES(D1) = 14,376 + 0,332 = 14,708 мм;

D1min = D1 + EI(D1) = 14,376 + 0,032 = 14,408 мм;

TD2 = ES(D2) – EI(D2) = 222 – 32 = 190 мкм;

TD1 = ES(D1) – EI(D1) = 332 – 32 = 300 мкм.

По [3, таблица 32] найти предельные отклонения диаметров резьбы болта М 16 × 1,5 – 6g – 20 : для всех диаметров (d, d2 и d1) es = 0 мкм; для d ei(d) = – 236 мкм, для d2 ei(d2) = – 140 мкм, для d1 – не регламентируется.

Предельные размеры диаметров и допуски среднего Td2и внутреннего Td диаметров резьбы:

d2max = d2 + es(d2) = 15,026 +0 = 15,026 мм;

d2min = d2 + ei(d2) = 15,026 + (–0,14) = 14,886 мм;

dmax = d + es(d) = 16 + 0 = 16 мм;

dmin = d + ei(d) = 16 + (– 0,236) = 15,764 мм;

d1max = d1 + es(d1) = 14,376 + 0 = 14,376 мм;

Td2 = es(d2) – ei(d2) = 0 – (– 140) = 140 мкм;

Td = es(d) – ei(d) = 0 – (– 236) = 236 мкм.

Зазоры по среднему диаметру, определяющие посадку резьбового соединения определить по формулам:

S2max = ES(D2) – ei(d2) = 222 – (– 140) = 362 мкм;

S2min = EI(D2) – es(d2) = 32 – 0 = 32 мкм.

Результаты вычислений внесены в таблицы 5.1 и 5.2

Таблица 5.1 – Величины параметров резьбы гайки

Диаметры гайки, мм Предельные

отклонения, мкм Предельные

размеры, мм Допуски, мкм

нижнее EI верхнее ES наиболь-

ший наимень-

ший

D = 16 +32 ---- 16,032 ---- --------

D2 = 15,026 +32 +222 15,248 15,058 TD2=190

D1 = 14,376 +32 +332 14,708 14,408 TD1=300

Таблица 5.2 – Величины параметров резьбы болта

Диаметры болта, мм Предельные

отклонения, мкм Предельные

размеры, мм Допуски, мкм

верхнее ei нижнее es наиболь-

ший наимень-

ший

d = 16 0 - 236 16 15,764 Td = 236

d2 = 15,026 0 -140 15,026 14,886 Td2=140

d1 = 14,376 0 ----- 14,376 ------ ---------

Рисунок 5.1 – Схема расположения полей допусков и профильная схема резьбового соединения

Рисунок 5.2 – Обозначение резьбового соединения:

а) – в сборе; б) – гайки; в) – болта

6РАСЧЕТ ДОПУСКОВ РАЗМЕРОВ, ВХОДЯЩИХ В РАЗМЕРНЫЕ ЦЕПИ.

6.1 Решение обратной задачи.

6.1.1 Решение обратной задачи методом полной взаимозаменяемости (максимума-минимума).

При сборке шатуна с коленчатым валом согласно техническим требова¬ниям между щекой коленчатого вала и торцовой поверхностью шатуна дол¬жен быть зазор АΔ = 0,18 – 0,38 мм (рисунок 6.1).

Расстояние между щеками = 80 Е10 – это звено является увеличиваю¬щим, а ширина головки шатуна = 80 d10 – уменьшающее звено.

Звено АΔ является замыкающим, т.к. образуется после сборки послед¬ним. Его номинальный размер

80 – 80 = 0

Задача является обратной. Верхнее Es(AΔ) и нижнее Ei(AΔ) отклонения замыкающего звена определить по формулам

0,18 – (–0,22) = 0,4 мм

0,06 – (–0,1) = 0,16 мм

Рисунок 6.1 – Соединение коленчатого вала и шатуна:

а – в сборе; б – схема размерной цепи

Допуск замыкающего звена ТАΔ:

ТАΔ = Es(АΔ) – Ei(АΔ) = 0,4 – 0,16 = 0,24 мм

Наибольшее АΔmax и наименьшее АΔmin предельные отклонения опреде¬лить по формулам:

АΔmax = АΔ + Es(АΔ) = 0 + (+0,4) = 0,4 мм

АΔmin = АΔ + Ei(АΔ) = 0 + (+0,16) = 0,16 мм

Вывод. При сборке деталей не будет обеспечено выполнение заданных величин зазора между поверхностью шатуна и поверхностью щеки колен¬вала, т.к. это зазор может достигать значений 0,16 – 0,4.

6.1.2 Решение обратной задачи методом неполной взаимозаменяемости (ве¬роятностным).

Приняв закон нормального распределения (рассеяние) размеров при риске 0,27% (брак может составить три изделия из тысячи) допуск замыкаю¬щего звена определяется по формуле.

мкм,

где ТАΔ – допуск замыкающего звена, мкм;

ТАi – допуски составляющих звеньев, мкм.

При координатах середин полей допусков составляющих звеньев = +120 мкм и = - 160 мкм. Координата середины поля допуска замыкаю¬щего звена равна

– =120 – (–160) = +280 мкм

Верхнее Es(АΔ) и нижнее Ei(АΔ) отклонения замыкающего звена определить по формулам:

Es(АΔ) = Ес(АΔ) + ТАΔ/2 = 280 + 84,85 = +364,85 мкм

Ei(АΔ) = Ес(АΔ) – ТАΔ/2 = 280 – 84,85 = +195,15 мкм

Наибольшее и наименьшее значения при расчете размерной цепи методом неполной взаимозаменяемости:

АΔmax = АΔ + Es(АΔ) = 0 + 0,36485 = 0,36485 мм

АΔmin = АΔ + Ei(АΔ) = 0 + 0,19515 = 0,19515 мм

Вывод: при расчете размерной цепи методом неполной взаимозаменяе¬мости предельные размеры замыкающего звена (зазор между щекой коленча¬того вала и торцевой поверхностью шатуна) удовлетворяют заданным техни¬ческим требованиям, следовательно, изделие является годным. При расчете же этой цепи методом полной взаимозаменяемости сборочная единица была забракована.

Метод неполной взаимозаменяемости позволяет с известным риском повысить точность замыкающего звена (уменьшить его допуск) при сохране¬нии неизменными заданных допусков на составляющие звенья.

6.2 Решение прямой задачи.

6.2.1 Решение прямой задачи методом полной взаимозаменяемости.

Для деталей сборочной единицы (рис ), схема размерной цепи приве¬дена рисунок 6.2, установлен торцовый зазор в пределах 1,15 – 2,1 мм. Номи¬нальные размеры составляющих звеньев: = 101 мм; = 50 мм; = 140 мм; = = 5 мм. Предельные размеры замыкающего звена: АΔmax = 2,1 мм; АΔmin = 1,15 мм.

Номинальный размер замыкающего звена

(101 + 50) – (5 + 140 + 5) = 1 мм.

Верхнее Es(АΔ) и нижнее Ei(АΔ) отклонения замыкающего звена:

Es(АΔ) = АΔmax – АΔ = 2,1 – 1 = +1,1 мм;

Ei(АΔ) = АΔmin – АΔ = 1,15 – 1 = + 0,15 мм

Допуск замыкающего звена

ТАΔ = Es(АΔ) – Ei(АΔ) = +1,1 – 0,15 = 0,95 мм.

При таком разбросе размеров составляющих звеньев (в разных интерва¬лах) целесообразнее применить способ допусков одного квалитета.

Рисунок 6.2 – Сборочная единица (а) и схема ее размерной цепи (б)

Среднее число единиц допуска в размерной цепи определяем по фор¬муле

.

Согласно найденному среднему числу единиц допуска am ближе подхо¬дит квалитет 11, для которого a = 100. Следовательно, большинство звеньев размерной цепи могут быть изготовлены по

одному квалитету IT11, (увеличивающих по Н11, уменьшающих по h11) и лишь одно или два звена по другому квалитету с большим допуском, т.к. ТАΔ > . Выбираем для этой цели звено

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»