Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
рыболовство – на 5,2%, образование – на 1,9% и т.д. Единственными категориями расходов полностью покрываемыми доходами от государственных пошлин являются «Социальная политика» (подпункт «Государственные пособия граждан , имеющим детей») составляющие 550 млн. руб., статья «Пополнение государственных запасов и резервов» – 167,9 млн. руб., «Транспорт и дорожное хозяйство» (подпункты «Воздушный транспорт», «Автомобильный транспорт» и «Информатика») в сумме составляющие 204,4 млн. руб., отчисления в Федеральный экологический фонд – 205 млн. руб. и отчисления в Федеральный фонд борьбы с преступностью – 450 млн. руб.
Таким образом, сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. По мнению автора дипломной работы, существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:
1) Пересмотр размеров ставок государственных пошлин – наиболее сложный и трудоемкий путь, требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок;
2) Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин – наиболее оптимальное решение, по этому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.
В том случае, если оставить все без изменений систему государственных пошлин можно вообще отменить, так как в скором времени сумма от их поступлений не будет покрывать ни одну из расходных статей бюджета и на федеральном уровне возможно уже будет повторение ситуации в Нижегородской области, когда по прошествии года вместо налоговых доходов по статье «Государственная пошлина» областной бюджет понес расходы в размере 11 тыс. руб.
1.3. Нормативно-правовое регулирование института государственных пошлин.
В июле 1997 г. вступил в силу Фе¬деральный закон "О внесении из¬менений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине" № 105-ФЗ. Государственная пошлина, как уже было сказано выше, отно¬сится к числу федеральных обяза¬тельных платежей, предусмотренных ст. 19 Закона РФ "Об основах налого¬вой системы в Российской Федера¬ции", и урегулирована Законом РФ "О государственной пошлине" от 09.12.91 № 2005-1. В этот Закон три¬жды вносились изменения и дополне¬ния: 31.12.95 № 226-ФЗ, 20.08.96-№118-ФЗи 19.07.97 № 105-ФЗ.
Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, содержатся и в других законодатель¬ных актах: в Гражданском процессу¬альном кодексе РСФСР (в редакции Федерального закона от 30.11.95 № 189-ФЗ, ст. 1255, 1259; Основах законодательства РФ о нотариате, ст. 22, 23; Федеральном конституци¬онном законе "О Конституционном су¬де РФ", ст. 39; Арбитражном процес¬суальном кодексе, ст. 89—91 и других законодательных актах. Закон РФ "О государственной пошлине" являет¬ся основным нормативным актом, ре¬гулирующим этот вопрос, поскольку в нем закреплены элементы государст¬венной пошлины: плательщики, объ¬екты взимания, ставки,порядок и сро¬ки уплаты.
Государственная налоговая служ¬ба РФ по согласованию с Министер¬ством финансов РФ издала инструк¬цию по применению Закона РФ "О го¬сударственной пошлине". В соответст¬вии со ст. 25 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Фе¬дерации" этот документ носит методи¬ческий характер и не содержит новой правовой нормы (т. е. не является источником права).
Разъяснения положений законо¬дательства о государственной по¬шлине содержатся в письмах Госналогслужбы РФ от 30.08.96 № 08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 № 04-04-10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 № 2 и др.
ГЛАВА II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ПОШЛИН, ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ,ЛЬГОТЫ И ВИДЫ СТАВОК
Плательщиком государственной пошлины могут выступать как юридические, так и физические лица (граждане России, иностран¬цы, лица без гражданства). Если за совершением юридически значимого действия или за выдачей документа одновременно обратилось несколько лиц, государственная пошлина уплачивается в полном размере одним из них либо по догово¬ренности несколькими лицами в согласованных между ними долях.
Законодательством предусмотрены случаи, ког¬да круг плательщиков государственной пошлины устанавливается самим органом, совершающим юридически значимое действие. Например, реше¬нием суда о расторжении брака государственная пошлина за регистрацию расторжения брака мо¬жет взиматься с одного или обоих супругов.
Объектом взимания государственной пошли¬ны выступает совершение юридически значимых действий или выдача документов. Их перечень установлен в Законе РФ "О государственной пошлине: исковые и иные заявления и жало¬бы, подаваемые в суды общей юрисдикции, ар¬битражные суды и Конституционный Суд РФ, выдача указанными судами документов, совер¬шение нотариальных действий, государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совер¬шаемые органами ЗАГС, рассмотрение и выдача документов, связанных с приобретением рос¬сийского гражданства и выходом из него. По¬мимо этих случаев государственная пошлина взимается также и в некоторых других: за ре¬гистрацию российских граждан по месту их жи¬тельства, за внесение изменений или исключе¬ние записи о национальной принадлежности российских граждан в паспортах и других доку¬ментах, удостоверяющих личность, за государ¬ственную регистрацию договора о залоге недви¬жимого имущества и т.д. (ч. 7, ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине"). Государственная пошлина уплачивается и за выдачу лицен¬зий на пользование животным миром.
Размер государственной пошлины устанавли¬вается в твердых ставках (простая государствен¬ная пошлина) или в процентах к сумме, указанной в документе (пропорциональная и прогрессивная государственная пошлина). Для устранения инфляционного влияния на размер государственной пошлины ее твердая ставка привязалась к ми¬нимальному размеру оплаты труда. В настоящее время в РФ наблюдается тенденция на изменение величин МРОТ, фигурировавших практически во всех нормативных актах конкретными суммами (как это было установлено Налоговом Кодексе).
На настоящий момент действуют следующие виды ставок:
I) В судах общей юрисдикции
1) с исковых заявлений имущественного характера при цене иска:
а) до 1 000 рублей
5 процентов от цены иска;
б) от 1 001 рублей
до 10 000 рублей
50 рублей + 4 процента
от суммы, превышающей
1 000 рублей;
в) от 10 001 рублей
до 50 000 рублей
410 рублей + 3 процента
от суммы, превышающей
10 000 рублей;
г) от 50 001 рублей
до 100 000 рублей
1 610 рублей + 2 процента
от суммы, превышающей
50 000 рублей;
д) от 100 001 рублей
до 500 000 рублей
2 610 рублей + 1 процент
от суммы, превышающей
100 000 рублей;
е) свыше 500 000 рублей 1,5 процента от цены иска;
2) с заявлений о выдаче
судебного приказа
50 процентов от размера
государственной пошлины,
взимаемой при подаче
исковых заявлений
имущественного характера;
3) с надзорных жалоб по
делам, которые не были
обжалованы в кассационном
порядке
50 процентов от размера
государственной пошлины,
взимаемой при подаче
исковых заявлений (жалоб)
неимущественного характе-
ра, а по спорам имущест-
венного характера - от
размера государственной
пошлины, исчисленной из
суммы, оспариваемой сторо-
ной или другим лицом,
участвующим в деле;
4) с исковых заявлений о
расторжении брака 100 руб.;
5) с исковых заявлений о
расторжении брака с лицом,
признанным в установленном
порядке безвестно
отсутствующим или
недееспособным вследствие
психического расстройства,
либо с лицом, осужденным к
лишению свободы на срок
свыше трех лет 20 руб.;
6) с исковых заявлений о
разделе имущества,
находящегося в общей
собственности, (выделении
доли из него)
размер государственной
пошлины определяется в
соответствии с пунктом 1
настоящей части, если спор
о признании права
собственности на это
имущество ранее не решался
судом, либо в соответствии
с пунктом 6 настоящей
части, если спор о призна-
нии права собственности на
это имущество судом ранее
был разрешен;
7) с исковых заявлений
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|