Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
налогоплательщикам независимо от влияния этих затрат на учет финансовых результатов деятельнос¬ти».
Для данной категории плательщиков установлен единый ме¬ханизм исчисления НДС. Следовательно, чтобы правильно опре¬делить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, необходимо в полном объеме и своевременно рассчитать сумму:
а) НДС, полученного от покупателей;
б) НДС, уплаченного поставщикам.
Исчисление суммы НДС, полученной от покупателей
При определении данного показателя необходимо учитывать не только налог с реализации товаров (работ, услуг), но также налог, исчисленный в соответствии с действующим законодатель¬ством по другим облагаемым оборотам. К подобным облагаемым оборотам относятся:
— суммы полученных авансовых платежей;
— налог, исчисляемый по спецрасчетам;
— прочие средства, получение которых обусловлено расче¬тами за поставленные товары (работы, услуги), — финансовая помощь, пополнение спецфондов и т. д.
Что касается периода, в котором должны быть учтены все перечисленные показатели, то он определяется по следующим правилам:
1) в отношении реализации товаров (работ, услуг) — в мо¬мент реализации, согласно выбранному в целях налогообложения методу, определения выручки «по оплате» либо «по отгрузке»;
2) в отношении иных средств — в момент их получения.
В последнее время некоторые налоговые органы стали требо¬вать от налогоплательщиков, использующих метод определения выручки «по оплате», начисления и уплаты НДС не в момент опла¬ты, а в момент списания дебиторской задолженности через четыре месяца в соответствии с Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 г. № 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении плате¬жей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» и Постановлением Правительства РФ от 18 авгус¬та 1995 г. № 817 «О мерах по обеспечению правопорядка при осуще¬ствлении платежей по обязательствам за поставку товаров, выпол¬нение работ или оказание услуг». Но дан¬ные требования не основаны на действующем налоговом законода¬тельстве.
Порядок определения сумм НДС, подлежащих зачету
1. При исчислении данных сумм следует учитывать, что не все суммы налога, уплаченные поставщикам, могут быть отнесены к зачету. Налог на добавленную стоимость, подлежащий зачету, равен разнице между всей суммой НДС, уплаченной поставщикам (в том числе НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров), и суммой НДС, которая зачету не подлежит:
НДС к зачету = Сумма НДС уплаченного - НДС, не подле¬жащий зачету
Зачету не подлежат следующие суммы уплаченного НДС:
1) По товарам (работам, услугам), использованным на непро¬изводственные нужды, а также по приобретаемым служебным легковым автомобилям и микроавтобусам.
Данный порядок не применяется в отношении колхозов, сов¬хозов, крестьянских (фермерских) хозяйств, межхозяйственных и других сельскохозяйственных предприятий и организаций (При¬ложение № 5 к Инструкции № 39). У них суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным на непроизводственные нуж¬ды, подлежат вычету.
В отношении легковых автомобилей и микроавтобусов ука¬занный порядок применяется только в том случае, когда данные средства являются на предприятии служебными. Если они ис¬пользуются предприятием непосредственно для осуществления уставной деятельности, то суммы НДС подлежат возмещению в общеустановленном порядке. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина РФ от 25 мая 1998 г. № 04-03-11:
«У автотранспортных предприятий, осуществляющих транспортные услуги, суммы налога, уплаченные при. приобре¬тении легковых автомобилей, используемых для такой дея¬тельности, подлежат возмещению».
2) По товарам (работам, услугам), использованным при изго¬товлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подл. «в»—- «ш», «ы»—«я.1» п. 1 ст. 5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» (за исключением операций по реализации (только в отношении организаций по добыче драго¬ценных металлов) драгоценных металлов, освобожденных от налога в соответствии с подл. «с» п. 1 ст. 5 Закона РФ).
3) По строительным работам, выполненным подрядчиком или хозяйственным способом.
4) Суммы НДС в части превышения норм — по расходам, связанным с содержанием служебного автотранспорта, компенса¬цией за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, затратами на командировки (расходами по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходами по найму жилого помещения), представительскими рас¬ходами, и относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм.
5) По материальным ценностям (работам, услугам), приобре¬тенным для производственных нужд у организаций розничной тор¬говли и у населения.
6) Суммы НДС в части превышения установленных лимитов расчета наличными средствами — при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных нужд за наличный расчет у организации-изготовителя, оптовой и другой организаций, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения.
Иными словами, если организация приобретет у предприя¬тия-изготовителя за наличный расчет какие-либо материалы на сумму 10 тыс. руб. (при установленном лимите в 3 тыс. руб.), то, помимо применения к нему ответственности за нарушение расче¬тов наличными, оно отнесет к зачету только сумму НДС исходя из 3 тыс. руб.
Для правильного исчисления сумм НДС, подлежащих за¬чету, важно точно определить период, в котором указанные сум¬мы должны быть возмещены.
По общему правилу, если не затрагивать особенности исчис¬ления НДС по основным средствам, нематериальным активам, по экспортным операциям, для отнесения уплаченных сумм к зачету необходимо выполнение следующих условий:
1) произведена фактическая оплата материальных ресурсов, товаров (работ, услуг);
2) данные ресурсы оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны).
При этом необходимо помнить, что, если материальные ре¬сурсы, по которым произошло возмещение налога, используются в непроизводственных целях, то делается восстановительная бух¬галтерская проводка: кредит счета 68, субсчет «Расчеты с бюдже¬том по налогу на добавленную стоимость» и дебет соответствую¬щих счетов учета источников финансирования.
Таким образом, налоговое законодательство определяет мо¬мент списания сумм НДС к зачету (по факту оплаты и оприходо¬вания). Однако налоговым законодательством дополнительно вве¬дено еще одно условия для зачета. Этим условием является нали¬чие счета-фактуры. Вместе с тем, получение счета-фактуры не может влиять на дату зачета. Если у предприятия возникло право на зачет в мае, а оно это не произвело по причине отсутствия счета-фактуры, то необходимо подать уточненную декларацию за май в тот период, когда будет получен счет-фактура.
Порядок уплаты НДС
При оформлении расчетных документов согласно Инструкции Госналогслужбы РФ от 11 октября 1995 г. №39 «О порядке исчисле¬ния и уплаты налога на добавленную стоимость» сумма НДС выде¬ляется отдельной строкой:
• в расчетных документах (поручениях, требованиях-поруче¬ниях, требованиях), реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах;
• в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ и др.), на основании которых производятся расчеты при бартерных сделках, предварительной оп¬лате (авансах), расчеты с использованием векселей и зачет взаимных требований.
Иными словами, необходимым условием для выделения сумм НДС в расчетных документах является их наличие в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, актах выполненных работ, других документах, на основании которых производятся записи в регистрах бухгалтерского учета и которые отража¬ют факт совершения хозяйственной операции).
При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом НДС, расчетные документы выписываются без выделения сумм НДС и на них делается надпись или ставится штамп «Без НДС».
Расчетные документы, в которых не выделена сумма НДС, уч¬реждениями банков не должны приниматься к исполнению.
ГЛАВА 3.Перспективы развития действующей системы исчисления и уплаты НДС.
Очевидно, что в настоящий период налицо необходимость изменения действующего законодательства, которая диктуется его крайним несовершенством, выражающимся, в частности, в отсутствии единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленности нормативных документов и частом несоответствии законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, а также законов, относящихся к иным отраслям права, но вторгающихся в вопросы регулирования налоговых отношений, существование правовых пробелов и отсутствия достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
Таким образом, как основной инструмент реализации основных задач в области налоговой политики особую значимость приобретает Налоговый кодекс Российской Федерации - систематизированный законодательный акт, призванный обеспечить комплексный подход к решению насущных проблем налогового права. В нем действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, перерабатываются в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, приводятся в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Стоит отметить, однако, что проектов Налогового кодекса существует более десятка, которые
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|