Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Налоги /

Единый социальный налог

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


государственных внебюджетных фондов. Это, с одной стороны, создавало определенные трудности для организаций и индивидуальных предпринимателей, поскольку они подвергались проверкам со стороны сразу пяти контролирующих органов. Вместе с тем, эффективность контроля за поступлением этих отчислений была достаточно низка. Это связано с тем, что органы государственных внебюджетных фондов, не имея в достаточной степени предоставленных налоговым органам прав, не сумели в полном объеме обеспечить постановку на учет юридических и физических лиц, являющихся по закону налогоплательщиками отчислений в фонды. Достаточно сказать, что количество стоящих на учете плательщиков взносов было примерно на четверть ниже, чем зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков. С введением единого социального налога контроль за его исчислением и уплатой полностью переходит к налоговым органам.

Принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального налога для всех налогоплательщиков — работодателей установлен единый порядок ис¬числения налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно облегчит исчисление налога не только чисто техни¬чески, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

Единый социальный налог является одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Платежи по нему хоть и незначительно, но превысят поступления в бюджеты всех уровней самого круп¬ного налогового источника доходов консолидированного бюд¬жета страны — налога на добавленную стоимость.

2.2. Налогоплательщики единого социального налога

Определение налогоплательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значитель¬ной мере зависят от категорий налогоплательщиков.

В первую очередь налогоплательщиками этого налога яв¬ляются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуаль¬ные предприниматели, родовые, семейные общины малочис¬ленных народов Севера, занимающиеся традиционными от¬раслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяй¬ства, а также физические лица. В дальнейшем эту группу будем именовать как налогоплательщики — работодатели.

Ко второй категории относятся индивидуальные предпри¬ниматели, родовые, семейные общины малочисленных наро¬дов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяй¬ствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также ад¬вокаты. В отличие от первой группы, входящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми как инди¬видуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать как налогоплательщики — предприниматели.

На практике нередки случаи, когда один и тот же налого¬плательщик одновременно может относиться к нескольким категориям налогоплательщиков. В этом случае он является отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взято¬му основанию.

Одновременно с этим организации и индивидуальные пред¬приниматели, переведенные в соответствии с действующим за¬конодательством на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются налогоплатель¬щиками единого социального налога в части доходов, которые они получают от осуществления этих видов деятельности.

Объект налогообложения для исчисления единого соци¬ального налога зависит от того, к какой группе принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков - работодателей объектом налого¬обложения определены начисляемые им выплаты, вознаграж¬дения и другие доходы, в том числе вознаграждения по дого¬ворам гражданско-правового характера, связанные с выпол¬нением работ или оказанием услуг, и по авторским и лицен¬зионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты. Исключение в этой группе сделано лишь для налогоплательщиков — физических лиц, производящих в отдельных случаях выплаты в пользу других физических лиц. Не являются в частности объектом обложения выплаты, если они оформлены с налогоплатель¬щиком трудовым договором либо договором гражданско-пра¬вового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, авторским или лицензионным до¬говором. Вместе с тем все перечисленные выше выплаты, до¬ходы и вознаграждения могут и не являться объектом налого¬обложения, если они произведены из прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Кроме того, установлено еще одно исключение из пра¬вил. Выплаты в виде материальной помощи, другие безвоз¬мездные выплаты, выплаты в натуральной форме, произво¬димые сельскохозяйственной продукцией или товарами для детей, становятся объектом налогообложения только лишь в части сумм, превышающих 1 000 руб. в расчете на календар¬ный месяц.

2.3. Объект обложения налога

Объектом обложения для налогоплательщиков — предпри¬нимателей являются доходы от предпринимательской или дру¬гой профессиональной деятельности за вычетом расходов, свя¬занных с их извлечением. Для индивидуальных предприни¬мателей, применяющих установленную законом упрощенную систему налогообложения, объект обложения представляет со¬бой доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Исходя из установленного законодательством объекта обло¬жения, соответственно определяется и налоговая база. Для нало¬гоплательщиков - работодателей, которые выплачивают вознаг¬раждения или по трудовому договору, или по договорам граж¬данско-правового характера за выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, она определяется как сумма доходов, являющихся объектом обло¬жения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При этом следует подчеркнуть, что по данному налогу налоговый период определен в один календарный год.

При определении налоговой базы учитываются любые до¬ходы, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам мате¬риальных, социальных или других благ или в виде иной мате¬риальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно.

В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды, налогоплательщики — работодатели при исчислении единого социального налога должны опреде¬лять налоговую базу отдельно по каждому работнику в тече¬ние всего налогового периода с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом следует подчеркнуть, что при определении налоговой базы не должны учитываться доходы, полученные работниками от других работодателей.

В этом случае возникает вопрос, как быть в том случае, когда работник получает налогооблагаемые доходы от несколь¬ких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, по итогам за год подпадает под иную ставку единого социального налога? Законодатель¬ство дает четкий ответ на этот вопрос: в этом случае право на перерасчет не возникает и, естественно, не должен произво¬диться зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога.

Налоговая база налогоплательщиков — предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обло¬жения, которые ими получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательс¬кой или другой профессиональной деятельности в России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Перечень, порядок применения и размеры этих вычетов полностью совпадают с перечнем, порядком и размером про¬фессиональных налоговых вычетов, осуществляемых при ис¬числении налога на доходы физических лиц.

Доходы, полученные работниками в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг должны быть учтены в составе налогооблагаемых доходов в стоимостном выражении. Их сто¬имость определяется на день получения данных доходов исхо¬дя из их рыночных цен или тарифов, а при государственном регулировании цен или тарифов на эти товары, работы и услу¬ги — исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость товаров, работ и услуг должна быть включена соответствующая сумма налога на добавленную сто¬имость, налога с продаж, а для подакцизных товаров — и соответствующая сумма акцизов.

В составе облагаемых доходов должна также учитываться дополнительная материальная выгода, получаемая работника¬ми или членами их семей за счет работодателя.

К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности, дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника или членов его семьи товаров, работ, услуг или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в ин¬тересах работника.

Включается в налоговую базу и дополнительная выгода от приобретения работником или членами его семьи у работодателя товаров, работ и услуг на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями.

Материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях также включается в налоговую базу. В этом случае в налоговую базу включается сумма превышения процентов за пользование заемными средствами в рублях, ис¬численная исходя из трех четвертых ставки рефинансирова¬ния Банка России, действующей на дату получения средств, над суммой процентов исходя из условий их получения от работодателя. Если ссуда получена в иностранной валюте, то доход определяется в виде разницы суммы процентов, исчис¬ленной из 9 % годовых, и суммы процентов исходя из

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»