Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
Заключение
С 1 января 2001 года налоговым органам были переданы функции мо¬билизации средств на социальные нужды общества сразу от четырех феде¬ральных ведомств, имеющих хорошо отлаженную систему, разветвленную и многочисленную структуру.
Передача функций администрирования – не просто технический во¬прос. Обеспечить взаимовыручку поколений, социальную стабильность в обществе, справедливое перераспределение национального дохода в пользу тех, кто в свое время отдал силы и здоровье для развития государства, - вот что означала эта передача. С самого начала эта работа находилась под при¬стальным вниманием органов власти, профсоюзов, фондов, средств массовой информации. Особенно напряженным было первое полугодие. Юридически пра¬вильное оформление передачи потребовало подготовки свыше миллиона раз¬личных документов на бумажных носителях – актов, реестров, индивидуаль¬ной сверки взаимных расчетов с каждым налогоплательщиком, и так – по каждому фонду.
Сложность первого полугодия заключалась не только в передаче функций. Одновременно нужно было ввести совершенно новый режим нало¬гообложения для всех категорий плательщиков. Единый социальный налог радикально менял всю систему сбора средств, сложившуюся за 10 лет, но не принес долгожданного облегчения в механизм налогообложения. Назвать “единым” этот налог можно лишь формально. Раздельное исчисление каждой доли налога и раздельное перечисление средств, индивидуальное исчисление налога по каждому работающему, многократное увеличение налоговой от¬четности, чрезвычайно сложный механизм расчета права на применение рег¬рессивных ставок, нечеткость и противоречивость льгот – все это делает на¬лог несовершенным и до сих пор вызывает заслуженную критику.
2002 год преподнес налогоплательщикам и налоговым органам новые сюрпризы. Самым неожиданным образом задела налоговые органы пенсион¬ная реформа. Вновь законодатель предложил осмыслить новый механизм, и снова – без инструкций, форм отчетности, механизма проведения налоговых вычетов. Следует отметить, что целью изменений, внесенных в главу 24 НК РФ, было желание увязать ЕСН с законом об обязательном пенсионном стра¬ховании, а не стремление устранить недостатки по единому социальному на¬логу. Предложенная взаимоувязка вызывает недоумение. Вместо введения самостоятельных раздельных таблиц ставок по ЕСН и по страховым взносам налогоплательщикам – через налоговые вычеты страховых взносов из еди¬ного социального налога – предложен механизм, который чрезвычайно ус¬ложняет исчисление налога и полностью меняет сложившуюся систему нало¬говой отчетности.
С ведением страховых взносов государство частично отошло от прин¬ципа солидарности поколений, предложив самим гражданам позаботиться о своей старости через накопительную часть трудовой пенсии, которая будет формироваться из фактически перечисленных страховых взносов. Это наде¬ляет налоговые органы большой ответственностью перед каждым жителем нашего государства, т.к. от эффективности их работы будет теперь зависеть объем пенсионного капитала каждого гражданина и его пенсионный стаж.
Бесспорно, предусмотреть абсолютно все при введении столь сложного по своей сути налога чрезвычайно трудно. Особенно когда одновременно происходит реформирование систем пенсионного и социального обеспечения. Но уже сегодня исходя из положительных результатов проделанной работы можно смело сказать: введение единого социального налога - правильный и обоснованный шаг. При вне¬сении взвешенных законодательных поправок единый социальный налог макси¬мально способен показать свою эффективность и жизнеспособность, а это в интересах и государства, и налогоплательщика, и граждан.
Используемая литература
1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая. М.: ЭКМОС, - 2000.
2. Налоговый кодекс РФ с комментариями. Часть вторая. М.: ТАНДЕМ, - 2001.
3. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е издание, переаб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций. М.: “Издательство ПРИОР”, 2000.
6. Пансков В. Г. Налоги и налогооблажение в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд. 3-е доп. и перераб. – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2001.
7. Никитов Н.Н. Единый социальный налог – проблемы и перспективы// Рос¬сийский налоговый курьер. – № 6. – 2001.
8. Официальный сервер МНС РФ: www.nalog.ru.
9. Internet-библиотеки: http://www.conseco.ru.
10. Internet-библиотеки http://www.taxhelp.ru
Таблица 1. Ставки единого социального налога для налогоплательщиков-работодателей, за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:
Налоговая
база на
каждое Федеральный
бюджет Фонд соци-
ального
страхования Фонды обязательного меди-
цинского страхования Итого
физическое
лицо нарас-
тающим
итогом с
начала
года
Российской
Федерации Федеральный
фонд обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования Территори-
альные фон-
ды обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования
1 2 3 4 5 6
До 280 000
рублей 20,0 процен-
та 3,2 процен-
та 0,8 процента 2,0 процен-
та 26,0 процен-
та
От 280 001
рубля до
600 000
рублей 56 000 руб-
лей + 7,9
процента с
суммы,
превы-
шающей
280 000
рублей 8 960 руб-
лей + 1,1
процента с
суммы,
превышаю-
щей
280 000
рублей 2 240 рублей +
0,5 процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000
рублей 5 600 руб-
лей + 0,5
процента с
суммы,
превы-
шающей
280 000
рублей 72 800 руб-
лей + 10,0
процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000
рублей
Свыше
600 000
рублей
81 280
рублей +
2,0 процента
с суммы,
превышаю-
щей 600 000
рублей 12 480
рублей
3 840
рублей
7 200
рублей
104 800 руб-
рублей +
2,0 процента
с суммы,
превышаю-
щей 600 000
рублей.
Таблица 2. Ставки единого социального налога для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Налоговая
база на
каждое Федеральный
бюджет Фонд соци-
ального
страхования Фонды обязательного меди-
цинского страхования Итого
физическое
лицо нарас-
тающим
итогом с
начала
года
Российской
Федерации Федеральный
фонд обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования Территори-
альные фон-
ды обяза-
тельного ме-
дицинского
страхования
1 2 3 4 5 6
До 280 000
рублей 15,8 процен-
та 2,2 процен-
та 0,8 процента 1,2 процен-
та 20,0 про-
цента
От 280 001
рубля до
600 000
рублей 44 240 руб-
лей + 7,9
процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000
рублей 6 160 руб-
лей + 1,1
процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000
рублей 2 240 рублей +
0,4 процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000 руб-
лей 3 360 руб-
лей + 0,6
процента с
суммы, пре-
вышающей
280 000
рублей 56 000 руб-
лей + 10,0
процента с
суммы, пре-
вышающей
p
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6
|
|