Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Налоги /

История налогообложения

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


Афиняне готовы были вносить добровольные пожертвова¬ния, а дань они предпочитали получать с побежденных врагов, а также со своих союзников. Некогда предстояли крупные расхо¬ды, то совет или народное собрание города устанавливали про¬центные отчисления от доходов.

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в Древнем Риме. Проследим за развитием там налоговой системы. Первоначально все государство состояло из города Рима и приле¬гающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, по¬скольку избранные магистраты исполняли свои должности безвоз¬мездно, порой вкладывая собственные средства. Это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду обществен¬ных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима дела¬ли цензорам клятвенное заявление о своем имущественном со¬стоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда заклады¬вались основы декларации о доходах.

В IV—111 вв. до Р.Х. Римское государство разрасталось, ос¬новывались и завоевывались новые города-колонии. Происходи¬ли и изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определе¬ние суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государствен¬ные, так и местные налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой го¬сударственный налог отменялся совсем. Необходимые средства, обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. По свиде¬тельству Т. Моммзена, при правлении Л.К. Суллы (138 до Р.Х. - 78 до Р.Х.) в Риме: «граждане не платили уже никаких налогов, и единственные доходы, которые государство получало здесь, оно извлекало из отдачи в аренду оставшихся у него земельных участков, из сборов таможенных и некоторых немногочис¬ленных налогов на роскошь» .

Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили про¬винции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить на¬логи, что было свидетельством их зависимого положения. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Еди¬ной налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, кото¬рые оказывали наиболее упорное сопротивление римским ле¬гионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использо¬вала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование посту¬пающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной ад¬министрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важ¬ным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы про¬фессионально устанавливать и взимать налоги. Римская админи¬страция прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии каких-либо четких правил в налогообложении привело к тому, что в провинциях царил пол¬ный произвол. Обычными явлениями стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование финансового хозяйства и прежде всего на¬логовой системы начал Гай Юлий Цезарь (100 до Р.Х. — 44 до Р.Х.). Прежде всего он отменил откуп по прямым налогам, сохранив только для косвенных. Для каждой общины была оп¬ределена сумма, которую она должна была внести. Распределе¬ние и сбор ее были возложены на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредст¬венно, и значительные суммы не шли теперь в карманы откуп¬щиков. Многие города получили налоговые льготы, но некото¬рые за упорную борьбу против Цезаря были наказаны повыше¬нием налогов.

Эту деятельность продолжил император Август Октавиан (63 до Р.Х. — 14 н. э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налого¬обложением. Были еще более сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установился строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более спра¬ведливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого провели обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. Составили кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Производилась перепись иму¬щественного состояния граждан. Переписью руководили наме¬стники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обя¬зан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Что представлял собой провинциальный ценз в Римской им¬перии? Сведения о землевладении в Иудее, например, содержа¬ли в себе:

• наименование отдельного подворья, к какой общине оно от¬носится и в каком угодье находится, кто является его двумя ближайшими соседями;

• количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие десять лет;

• сколько на участке имеется виноградных лоз;

• сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;

• сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;

• сколько приблизительно моргенов земли отводится под паст¬бища;

• сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, спо¬собные давать деловую древесину;

• пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был обязан оценить все сам.

Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полно¬мочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу объективных причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, если часть виноградных лоз погибла или засохли маслины, то они в ценз не включались. Но если владелец земли вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то он должен был привести уважи¬тельные причины, по которым он это сделал. В противном слу¬чае выкорчеванные деревья включались в ценз.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну деся¬тую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фрук¬товых деревьев, включая виноградные лозы.

Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь (в это понятие помимо крупного рогатого скота включались рабы), ценности.

Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать.

В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства — 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средст¬ва направлялись для пенсионного обеспечения профессиональ¬ных солдат. Их ближайшие родственники были от данного на¬лога освобождены.

Помимо прямых налогов в Римской империи существовали и косвенные. Наиболее существенными из них можно назвать: налог с оборота или акциз на внутреннее потребление по ставке обычно 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобождение рабов по ставке 5% от их ры¬ночной стоимости, акциз на соль. Августом были введены но¬вые таможенные пошлины во всех провинциях со всех вывози¬мых или ввозимых на продажу товаров. Величина пошлин диф¬ференцировалась, в среднем ставка составляла 5%.

При императоре Диоклетиане (239—313) устанавливается промысловый налог.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценка и определение налоговых поступлений общин, контроль за срока¬ми поступления налогов государство держало в своих руках че¬рез органы фиска.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фис¬кальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, ур¬банизации.

Многие хозяйственные традиции и устои Древнего Рима пе¬решли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. вклю¬чительно в империи существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог, подушная подать, налоги на оснаще¬ние армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, за¬платив который можно было освободиться от воинской повин¬ности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составля¬ла 10—12,5 %), пошлина на выдачу государственных актов и т. д. Если при строительстве здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воз¬дух". Особые налоги платили сенаторы, а также чиновники и воен¬ные, получившие повышение в должности.

Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, на содержание воинских контингентов и пр.

Надо отметить, что обилие налогов отнюдь не привело к фи¬нансовому процветанию

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»