Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3
реализации своих полномочий.
Права и обязанности налоговых органов РФ регламентируются статьями 30-33 НК РФ, законом «О налоговых органах Российской Федерации», Положением «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» (ППРФ от 16.10.2000 № 783).
Основными задачами налоговых органов являются:
- учет налогоплательщиков;
- учет поступления налогов;
- анализ динамики поступления налогов по всем признакам;
- информирование органов государственной власти о поступлении налогов;
- совершенствование системы налогообложения (законодательная инициатива, методические разработки, информационное обеспечение);
- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.
Для выполнения обозначенных задач согласно НК РФ налоговые органы имеют право:
- проводить налоговые проверки;
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов;
- проводить выемку документов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков;
- осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов;
- определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся дополнительной информации;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски.
Основные обязанности налоговых органов:
- ведение учета налогоплательщиков;
- соблюдение законодательства о налогах и сборах;
- осуществление контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов;
- соблюдение налоговой тайны;
- информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства.
Виды налогового контроля.
В связи с тем что в настоящем исследовании налоговый контроль рассматривается как целостная система составляющих его элементов, критерии классификации видов налогового контроля становятся очевидными: они будут полностью определяться характеристикой того элемента налогового контроля, который будет являться основой для классификации. Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля.
1. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:
а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.
2. В зависимости от характеристики контролируемых лиц:
а) налоговый контроль организаций;
б) налоговый контроль индивидуальных предпринимателей;
в) налоговый контроль физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
3. В зависимости от объема контролируемой деятельности проверяемого лица:
а) комплексный налоговый контроль – подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица;
б) тематический (специальный или выборочный) налоговый контроль – осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате определенных налогов;
в) целевой налоговый контроль – производится по отдельным финансовым операциям налогоплательщиков, таким, например, как экспортно-импортные операции;
4. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов налоговый контроль делится еще на два подвида:
1) в зависимости от степени охвата предметов контроля:
а) сплошной налоговый контроль предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов;
б) выборочный налоговый контроль предусматривает проверку только части специально отобранных документов.
2) В зависимости от источников получения сведений и данных:
а) документальный налоговый контроль, основанный на изучении документально зафиксированных данных;
б) фактический налоговый контроль, основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения;
в) встречный налоговый контроль, предусматривающий получение информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов, банков и других третьих лиц.
5. В зависимости от стадии осуществления мероприятий налогового контроля:
а) предварительный налоговый контроль – предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;
б) текущий налоговый контроль – носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде;
в) последующий налоговый контроль – проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов;
6. В зависимости от места проведения мероприятий налогового контроля:
а) камеральный налоговый контроль – проводится по месту расположения налогового органа;
б) выездной налоговый контроль – проводится по месту нахождения проверяемого лица;
7. В зависимости от плана проведения контрольных мероприятий:
а) плановый налоговый контроль;
б) внеплановый налоговый контроль, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.
Таким образом, приведенная классификация в зависимости от различных критериев показывает многогранность и сложность такого явления как налоговый контроль.
Заключение
Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.
Завершая анализ некоторых положений теории налогового контроля, хотелось бы отметить, что формирование Особенной части налогового права продолжает наполнение указанной категории новым содержанием посредством введения новых форм налогового контроля и специальных контрольных режимов (таких, например, как режим налогового склада – ст. 197 НК РФ), что позволяет выдвинуть своеобразный лозунг о том, что “ налоговый контроль – больше, чем контроль в его традиционном понимании”.
Литература
1. Ногина О.А.
Налоговый контроль: вопросы теории. – СПб.: Питер, 2002.
2.Налогообложение юридических и физических лиц / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская, Т.Е. Косарева и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Политехника, 2001.
3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.
Финансовое право: Учеб. Пособие. – М.: Юрист, 2002.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|