Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
региональных и местных налогов, что вытекает из принципа единства государственной налоговой политики.
В соответствии с законными и подзаконными актами регламенитирущими организацию работы налоговой системы, её главной задачей является контроль за:
- исполнением налогового законодательства;
- правильностью исчисления налогов;
- полнотой исчисления налогов;
- своевременностью внесения налогов и иных платежей;
Кроме того налоговая система выполняет функции, вытекающие из содержания функций налогов, о которых мы упомянули в предыдущем разделе работы.
В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслей институтов, вузы, атак же общественные организации - такие, как, например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков. Влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства также правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность – также, часть процесса управления налоговыми отношениями.
Налоги жёстко увязаны с отношениями собственности, которые всегда были областью конформации экономических интересов.
Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее их, с теоретика практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем налогового механизма. Все его слагаемы ( планирование, учёт, регулирование и контроль) суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д. Нормы налогового прав позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить её на весь налоговый механизм.
Налоговый механизм - понятие прежде всего метододического и лишь затем – методического порядка. Рассматривать его содержание необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.
С одной стороны, налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие как организационно-экономическую категорию. Его можно признать объективно необходимым процессом управления профессиональными отношениями, складывающимися при обобщении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления в экономической литературе традиционно разграничивают на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль1.
С другой стороны, налоговый механизм – это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический инструмент субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений.
Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задаётся совокупностью условий и правил реализации налоговых законов.
У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счёт собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер, принимаемых субъектами налогового контроля с целью создания соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.
Развитие рыночных отношений придаёт управлению налогообложением иной экономический смысл. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. Недопоступление налоговых платежей в бюджет может сигнализировать о том что:
1) действующие налоговые нормы перестали отвечать потребностям воспроизводства и их следует подвергать ревизии;
2) налоговые администрации утратили способность осуществлять мониторинг налоговых поступлений и перекрывать возможности ухода от налогов;
3) усилились интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.
Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмотра методов налогового управления. Существует потребность в изменении структур и функций налоговых администраций, направленной налоговой политики и методических основ налогового производства, что становится причиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы.
Для оптимального пути развития и совершенствования налогового администрирования необходимо обозначить принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики делятся на три группы:
1) организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);
2) экономические, определяющее воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность, равно напряженность);
3) правовые, отражающие законодательную определённость налоговых отношений (единство, стабильность, определённость).
ГЛАВА 2: Методы налогового администрирования
Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Совокупность методов, приёмов и средств информационного обеспечения используется органами власти и управления для придания налоговому механизму заданного законодательством направления и для координирования налоговых действий в изменяющихся экономических и политических условиях.
Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование (рис.2 стр.43). Каждый из методов использует свои формы, способы и приёмы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти методы.
2.1 Планирование в системе налогового администрирования.
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.
Налоговое планирование может быть текущим (тактическим) и на более отдалённую перспективу (стратегическим или налоговым прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.
Основная задача налогового планирования обеспечить – качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов (рис3 стр.44).
На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:
- оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объёмы налоговых поступлений с учётом темпов экономического роста региона;
- утверждается бюджет по налогам;
- выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции , индексы цен;
- разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;
- определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот и др.
В теории и практике ,налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее .
Стратегическое планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное , как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
Текущее планирование( оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как:
- определение налоговых баз по видам налогов и сборов ;
- расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
- оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.
Среднесрочное планирование ( до 5 лет) и долгосрочное ( до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.
Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых так или иначе учитывает следующие моменты:
- фоновый уровень налоговых поступлений;
- сезонные изменения в объёме налоговых поступлений;
- событийную составляющею (например, события в развитии политической ситуации, изменение в налоговом законодательстве );
- неучтённые факторы.
Наибольшее распространение в практике налогового планирования получили трендовый и экспертный методы.
Метод тренда или экстраполяции основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определённый предыдущий период, об объёмов выпадающих доходов , о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализы тенденции развития налогооблагаемой базы, структуры налога плательщиков и так далее.
Экспертный метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|