Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Налоги /

Методы и формы налогового администрирования

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


региональных и местных налогов, что вытекает из принципа единства государственной налоговой политики.

В соответствии с законными и подзаконными актами регламенитирущими организацию работы налоговой системы, её главной задачей является контроль за:

- исполнением налогового законодательства;

- правильностью исчисления налогов;

- полнотой исчисления налогов;

- своевременностью внесения налогов и иных платежей;

Кроме того налоговая система выполняет функции, вытекающие из содержания функций налогов, о которых мы упомянули в предыдущем разделе работы.

В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслей институтов, вузы, атак же общественные организации - такие, как, например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков. Влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства также правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность – также, часть процесса управления налоговыми отношениями.

Налоги жёстко увязаны с отношениями собственности, которые всегда были областью конформации экономических интересов.

Налоговое администрирование, основывающееся на положениях налогового права и дополняющее их, с теоретика практической точки зрения можно назвать своего рода стержнем налогового механизма. Все его слагаемы ( планирование, учёт, регулирование и контроль) суть управленческие действия профессионалов в органах власти, управления, в научно-исследовательских структурах и т.д. Нормы налогового прав позволяют организовать рациональную систему налогового администрирования, распространить её на весь налоговый механизм.

Налоговый механизм - понятие прежде всего метододического и лишь затем – методического порядка. Рассматривать его содержание необходимо с широких (общетеоретических) и узких (практических) позиций.

С одной стороны, налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие как организационно-экономическую категорию. Его можно признать объективно необходимым процессом управления профессиональными отношениями, складывающимися при обобщении части созданного в производстве национального дохода. Этот процесс управления в экономической литературе традиционно разграничивают на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль1.

С другой стороны, налоговый механизм – это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический инструмент субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений.

Налоговый механизм как свод практических налоговых действий задаётся совокупностью условий и правил реализации налоговых законов.

У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счёт собственных средств. Налоговым отношениям может предшествовать система мер, принимаемых субъектами налогового контроля с целью создания соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.

Развитие рыночных отношений придаёт управлению налогообложением иной экономический смысл. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает реагировать на различные изменения налоговых правоотношений. В связи с этим сама система налогообложения приобретает индикативные свойства. Недопоступление налоговых платежей в бюджет может сигнализировать о том что:

1) действующие налоговые нормы перестали отвечать потребностям воспроизводства и их следует подвергать ревизии;

2) налоговые администрации утратили способность осуществлять мониторинг налоговых поступлений и перекрывать возможности ухода от налогов;

3) усилились интеграционные процессы и возникла необходимость освоения налоговыми администрациями особенностей зарубежного налогового законодательства, а также международных правил заключения договоров об избежании двойного налогообложения.

Такого рода сигналы обусловливают необходимость пересмотра методов налогового управления. Существует потребность в изменении структур и функций налоговых администраций, направленной налоговой политики и методических основ налогового производства, что становится причиной принятия кардинальных мер, вплоть до проведения очередного этапа налоговой реформы.

Для оптимального пути развития и совершенствования налогового администрирования необходимо обозначить принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики делятся на три группы:

1) организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);

2) экономические, определяющее воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность, равно напряженность);

3) правовые, отражающие законодательную определённость налоговых отношений (единство, стабильность, определённость).

ГЛАВА 2: Методы налогового администрирования

Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Совокупность методов, приёмов и средств информационного обеспечения используется органами власти и управления для придания налоговому механизму заданного законодательством направления и для координирования налоговых действий в изменяющихся экономических и политических условиях.

Налоговому администрированию присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование (рис.2 стр.43). Каждый из методов использует свои формы, способы и приёмы достижения поставленных перед нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти методы.

2.1 Планирование в системе налогового администрирования.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйственных субъектов с целью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Налоговое планирование может быть текущим (тактическим) и на более отдалённую перспективу (стратегическим или налоговым прогнозированием). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так же оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования обеспечить – качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов (рис3 стр.44).

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

- оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объёмы налоговых поступлений с учётом темпов экономического роста региона;

- утверждается бюджет по налогам;

- выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции , индексы цен;

- разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

- определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот и др.

В теории и практике ,налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее .

Стратегическое планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное , как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование( оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как:

- определение налоговых баз по видам налогов и сборов ;

- расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;

- оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.

Среднесрочное планирование ( до 5 лет) и долгосрочное ( до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых так или иначе учитывает следующие моменты:

- фоновый уровень налоговых поступлений;

- сезонные изменения в объёме налоговых поступлений;

- событийную составляющею (например, события в развитии политической ситуации, изменение в налоговом законодательстве );

- неучтённые факторы.

Наибольшее распространение в практике налогового планирования получили трендовый и экспертный методы.

Метод тренда или экстраполяции основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определённый предыдущий период, об объёмов выпадающих доходов , о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализы тенденции развития налогооблагаемой базы, структуры налога плательщиков и так далее.

Экспертный метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»