Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ ТА НАУКИ УКРАЇНИ
ДНІПРОПЕТРОВСЬКІЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ
Факультет заочної та дистанційної освіти
КУРСОВА РОБОТА
«СИСТЕМИ ОПОДАТКУВАННЯ РОЗВИНУТИХ КРАЇН»
Виконав: студент групи
ЗЮП-2002-03 (4)
Терещенко Р.В.
Науковий керівник:
Доц. Данількевич М.І.
Дніпропетровськ
2004
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
2. КРИТЕРИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАЛОГОВЫХ СИСТЕМ
2.1.Типы регулирования налоговых отношений
2.2.Факторы, характеризующие налоговую систему
3.РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФОРМЫ
3.1. Региональная бюджетно-налоговая система и ее функции
3.2 Формы региональной бюджетно-налоговой системы
4.ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
4.1.Налогообложение юридических лиц
4.2.Налогообложение физических лиц
4.3. Местные налоги и сборы
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
5.1. Соотношение убеждения и принуждения при реализации налоговых норм
5.2.Правомерный обход налога
5.3.Уклонение от уплаты налога
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречи¬вых в мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ. Особенно актуальна эта проблема для Украины и других стран СНГ, где формирование налоговых систем еще продолжается. Несовершенство налоговых механизмов ведет к тому, что сокрытие налогов составляет более 50%, в то время, как в развитых странах – не более 10-15%.
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетво¬рения общественных потребностей. Налоги связаны с существова¬нием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Систе¬мы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структу¬ре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые сис¬темы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий.
Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям.
Поэтому целью данной работы является анализ налоговых систем стран, которые уже наработали в этом направлении определенные положительные результаты. В числе задач настоящей работы – показать налоговые системы различных стран, их развитие, тенденции, общие черты и отличия.
В качестве источников были использованы монография проф.Кучерявенко Н.П. «Налоговое право», учебное пособие под редакцией проф.Князева В.Г. и проф. Черника Д.Г. «Налоговые системы зарубежных стран» и ряд сайтов в Интернете. Труд проф.Кучерявенко Н.П. отличает фундаментальность, разностороннесть, однако ряд его положений уже устарел в связи с изменениями законодательной базы в последнее время. Книга Князева В.Г. изобилует фактическим и справочным материалом, однако материал в ней недостаточно систематизирован, например, в главе об Испании подробно расписана деятельность налоговых органов, чего нет совсем в других главах. Также было бы интересно увидеть в ней и материалы о странах, в своё время начинавших «с нуля»: Корее, Тайване, Балтийских государствах, странах Восточной Европы. Интернет-сайты, в основном, построены на базе вышеупомянутого издания, в чем их недостаток, т.к. Интернет предполагает свежую, обновляемую информацию.
Цели и задачи определили структуру курсовой работы из введения, пяти глав основной части и заключения.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречи¬вых в мировой практике ведения народного хозяйства. При определении налоговой системы важно разграничить два подхода к ее пониманию, совокупность которых и дает относи¬тельно законченное понятие налоговой системы. С одной стороны, налоговая система представляет совокупность налогов, сборов. платежей и выступает как действующий механизм определенных. законодательно закрепленных рычагов по аккумуляции доходов государства. В этом случае она может совпадать с системой нало¬гов. сборов, платежей (между которыми законодатель не делает разграничения), Здесь делается акцент па материальную, применительную сторону налоговой системы, обеспечивающую механизм действия налогов.
С другой стороны, налоговая система включает в себя и доволь¬но широкий спектр процессуальных отношений по установлению. изменению, отмене налогов, сборов, платежей, обеспечению их уплаты, организации контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства. Это как бы теневая часть налоговой системы, но не менее важная.
Хотя налоговые сис¬темы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:
- равенство и справедливость — распределение налогового бремени должно быть равным; каждый налогоплательщик должен вно¬сить свою справедливую долю в казну государства. Есть два под¬хода к реализации этого принципа. Первый — основан на прин¬ципе выгоды налогоплательщиков. Согласно ему уплачиваемые налоги соответствуют выгодам, которые налогоплательщик по¬лучает от услуг государства. Таким образом, справедливость на¬логообложения увязана со структурой расходов бюджета. Второй подход основан на так называемом принципе "способности пла¬тить". При этом подходе система налогов не привязывается к структуре расходов бюджета. Но в этом случае каждый налого¬плательщик должен внести свою долю в зависимости от своей платежеспособности. На практике налоговые системы с развитой рыночной экономикой стран содержат элементы обоих подходов;
- эффективность налогообложения — реализация этого требования состоит в следующем:
налоги не должны оказывать влияния на принятие экономи¬ческих решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным;
налоговая структура должна содействовать проведению поли¬тики стабилизации и развития экономики страны;
налоговая система не должна допускать произвольного тол¬кования, должна быть понятой налогоплательщиками и при¬нята большей частью общества;
административные расходы по управлению налогами и со¬блюдению налогового законодательства должны быть мини¬мальными.
Проф.Кучерявенко Н.П. в своей монографии выделяет в качестве основополагающих следующие принципы:
1. Целостность, предполагающая использование цельной, вза¬имодополняющей друг друга системы налоговых рычагов, в рав¬ной степени охватывающих равнонапряженным давлением объек¬ты налогообложения.
При переходе от одного рычага к другому необходимо перестра¬иваться не только плательщику, но и налоговому органу, а если ис¬ходить из принципа целостности налоговой системы, то и другим видам налогов, совершенствовать документальное обеспечение.
К примеру, в Швеции Закон о государственном налоге на доходы по ряду моментов, характеризующих механизм на¬логообложения (методу определения облагаемого налогом дохода и т.д.), основывается на принятом в 1928 году Законе о коммунальном налоге. Этот механизм включает в себя це¬лую подсистему местных и региональных налоговых отно¬шений фирм и населения, охватывающих почти все получае¬мые ими денежные поступления как в денежной, так и в натуральной формах (от коммерческой деятельности, служ¬бы, капитала, любой временной деятельности, любых форм временной деятельности, земельной собственности и другой недвижимости).
2. Единая цель — формирование бюджетов в размерах, обеспе¬чивающих возможность удовлетворения основных государственных потребностей.
3. Предел налогового давления означает установление рациональ¬ного налогового давления на плательщика, при котором сохраня¬лись стимулы для производства, деятельности последнего.
4. Рациональное сочетание прямых и косвенных налогов предполагает как сочетание механизма прямого и косвенного налогооб¬ложения (необходимо учитывать, что косвенные налоги более при¬влекательны с точки зрения особенностей исчисления, механизма сбора, но это не значит, что крен в налогообложении должен про¬исходить в область ограничения потребления), так и упорядочения внутренней структуры прямых и косвенных налогов. В области прямого налогообложения это сочетание поступлений от обложе¬ния доходов и имущества, в области косвенного — от обложения внутреннего и внешнего потребления.
5. Разделение налогов по уровням компетенции органов государст¬венной власти означает закрепление за конкретными органами пол¬номочий в области установления, изменения или отмены налогов.
В Германии со времен послевоенной реформы проф.Л.Эрхарда (1897-1977) укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:
1. Налоги по возможности минимальны;
2. Минимальны, или точнее минимально необходимы
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|