Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Содержание.
Название стр.
Содержание.
Введение.
I. Теория налогов.
II. Платежи предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.
1. Налог на прибыль предприятий и организаций.
2. Налог на добавленную стоимость.
3. Акцизы.
4. Налог на имущество предприятий и организаций.
5. Налоги на ресурсы.
III. Некоторые аспекты налогообложения.
1. Налоги и совместные предприятия.
2. Поэтапное снижение налогов в различных сферах биз¬неса.
Заключение.
Список используемой литературы 2
3
5
9
—
11
12
13
20
—
21
23
24
I. Введение.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. В зависимости от разных признаков налоги делятся на следующие группы: по объекту обложе¬ния - на прямые и косвенные; по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогом, - на государственные и местные; по по¬рядку использования - на общие и специальные.
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество юридиче¬ских (и физических) лиц, производящих уплату налогов. К косвен¬ным относятся налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене то¬вара или включенные в тариф. Владелец товара и услуг при их реа¬лизации получает налоговые суммы, которые перечисляет государ¬ству.
Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на собственность. В России к ним относятся (для юридических лиц): на¬лог на прибыль (доход) предприятий; налог на доходы банков; зе¬мельный налог; лесной налог и др.
Косвенные налоги включают: налог на добавленную стоимость; таможенные пошлины; акцизы и др.
Виды налогов .
По субъекту их установления:
1. федеральные налоги - вносятся в федеральный государственный бюджет и вводятся законами, принимаемыми федеральным парла¬ментом,
2. региональные налоги - вносятся в государственный бюджет субъ¬екта федерации. Вводятся законами представительных органов субъ¬екта федерации,
3. местные налоги - вносятся в бюджет города (района). Вводятся по решению представительного органа местного самоуправления.
Виды федеральных налогов :
- налог на добавленную стоимость,
- акцизы на отдельные товары (спиртное),
- налоги на прибыль (доходы) предприятий,
- платежи за пользование природными ресурсами (земля, вода),
- лицензионные и регистрационные сборы ( при получении права на торговлю нефтью, газом, цветными металлами и т. д.),
- платежи в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхова¬ния, Фонды обязательного медицинского страхования, Госу¬дарственный фонд занятости населения.
Виды региональных налогов2:
- на имущество предприятий,
- на фонд заработной платы предприятий на нужды образова¬тельных учереждений, организации работы транспорта,
- лицензионные и регистрационные сборы,
- на прибыль предприятий.
Виды местных налогов2:
- на стоимость реализованной продукции предприятиями горо¬да для содержания жилья и объектов социально-культурной сферы,
- на фонд оплаты труда для содержания милиции, образова¬тельных учереждений, благоустройство территории,
- на рекламу,
- лицензионные и регистрационные сборы,
- на прибыль предприятий.
II. Теория налогов.
Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение прави¬тельства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”
Определенный вклад в теорию налогов сделали ученые-экономис¬ты в России. Так, по мнению Н. Тургенева, “налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа” . А. Тривус считал, что “налог пред¬ставляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть” . А. Соко¬лов утверждал, что “под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствен¬ных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления пла¬тельщикам его специального эквивалента” .
Приведенные положения говорят о том, что высказавшие их авто¬ры практически единодушны в своем понимании сущности налогов. Однако, полнота изложений несколько различна. А. Тривус включа¬ет в свое определение помимо принудительности понятие безэквива¬лентности налога, с оговоркой, что в некотором отношении эквива¬лентом являются те услуги, которые оказывает налогоплательщику государственная власть. Определение А. Соколова, как нам пред¬ставляется, наиболее полно выражает самую суть налогов, так как оно указывает еще и на то, что налоги, наряду с выполнением ими фискальной функции, могут служить достижению каких-либо задач экономической политики, что является очень важным моментом.
Какие же еще функции выполняют налоги?
По мнению А. Соколова, налоги, как финансовый инструмент го¬сударства обеспечивают: собирание денежных сумм с населения, ре¬гулирование денежных доходов и частно-хозяйственного накопле¬ния, перераспределение полученных доходов или прибыли, принуди¬тельное накопление средств, равновесие между спросом и предложе¬нием.
Рассматривая перечисленные функции, нетрудно заметить, что первая из них нуждается в уточнении, поскольку налоги взимаются не только с физических, но и с юридических лиц. Что же касается по¬следней из названных функций, то скорее всего, ее лучше выполняет цена, нежели налог.
Рассмотрим, что представляют собой фискальная и экономическая функции налогов.
Фискальная функция является основной, вытекающей из основной природы налогов; она характерна для всех государств во все пе¬риоды их существования и развития. С ее помощью образуются го¬сударственные денежные фонды и создаются материальные условия для существования и функционирования государства. По мере со¬вершенствования производства значение фискальной функции воз¬растает. Это наглядно показывает вся история существования разви¬тых стран, а в настоящее время и развитие нашего государства.
Наличие экономической функции означает, что налоги. как актив¬ный инструмент перераспределительных процессов, оказывает суще¬ственное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая ее темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, сужая или рас¬ширяя платежеспособный спрос населения.
Важным вопросом теории налогов являются принципы налогооб¬ложения. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:
1. “Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно до¬ходу, которым он пользуется под охраной правительства. Со¬блюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и спо¬соб его уплаты должны быть известны и ясны как самому нало¬гоплательщику, так и всякому другому.
3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким спо¬собом, какие наиболее удобны для плательщика.
4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что по¬ступает в кассы государства” .
Заслуживает внимания позиция В. Твердохлебова по вопросу основных принципов построения налоговой системы и критический анализ этой позиции, изложенный А. Соколовым в его труде “Теория налогов”.
“Развитие производительных сил, - пишет Твердохлебов, - вот тот высший принцип обложения, который должен лечь в основу всякой податной системы и с точки зрения которого наука имеет право оце¬нивать эти системы, н вторгаясь в область этики и сохраняя свой по¬литический нейтралитет” .
Развитие производительных сил выражается прежде всего в росте чистого национального продукта и его увеличении на душу населе¬ния. В связи с этим, по мнению А. Соколова, принцип налоговой по¬литики, выдвигаемый Твердохлебовым, можно сформулировать так: “налоги должны содействовать или, по крайней мере, не противодей¬ствовать абсолютному или относительному росту чистого нацио¬нального продукта” .
Думается, прежде всего необходимо отметить, что налоговая
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|