Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Налоги /

Налоговая система и перспективы ее развития

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Скачать реферат


Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об-ществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм го-сударственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимате-лей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлече-ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой систе-мы государства и принципы ее организации и функционирования.

В западном опыте создания и функционирования эффективной налого-вой системы немало ценного и полезного. Но при его использовании необхо-димо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране. Масштабная программа преобразо-ваний в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием пред-принятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогопла-тельщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший эко-номический рост России.

1. Основы и общие положения налоговой системы

1.1. Эволюция налоговой системы РФ

Зарождение науки о налогах началось в первой половине ХVI века. Мно-гое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII ве-ка. В частности, в 1706 г. были изданы указы "Об учреждении губерний с пред-писанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах при-сматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях го-товым быть" и "О поручении Правительствующему Сенату положения об уст-ройстве государственных доходов" с предписанием "денег как возможно соби-рать и учинить фискалов во всяких делах". Эти указы эффективно работали. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы Екатерины II была учреждена Экспе-диция о государственных доходах, а налоговая система несколько упростилась.

В годы царствования Павла I была учреждена должность Государствен-ного казначея, а хлебные сборы были заменены денежными платежами

Начало Х1Х века знаменательно тем, что доходы бюджета России фор-мировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Ос-новные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений. За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40 % всех бюджетных поступлений.

В 1812 г. был введен сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, соль, керосин, дрожжи, спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.

В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения до-ходной части бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможен-ные сборы (20%), поступления от эксплуатации железных дорог (18-23%).

С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для все-общего сведения государственной росписи доходов и расходов.

В годы царствования императора Александр I было учреждено Мини-стерство финансов и Комитет сенаторов «…для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии».

В царствование императора Николая I в налоговой системе законодатель-но отразились льготы - в честь коронации Николая I были прощены недоимки подушной подати за три года. Были также введены фиксированные сборы «..в сумме 95 копеек серебром на душу".

15 мая 1883г Александром III был издан "Высочайший Манифест о про-щении недоимок по окладным сборам…»

И, наконец, последний император России издает три указа о сборе нало-гов:

"О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных нало-гов) в Главное управление неокладных сборов», "Высочайший Манифест о по-нижении на десять лет Государственного поземельного налога..» и "Указ о введении в России подоходного налога".

После октябрьской революции налоговая система практически ликвиди-руется и основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. В годы гражданской войны главную роль играли не налоговые поступления, а прямая экспроприация. Применялась контрибуция с богатых - "чрезвычайные револю-ционные разверстки", за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

В первые годы советской власти местные Советы вводили ряд хаотичных налогов: на граммофоны, на бобровые шапки и воротники, на выездных лоша-дей и т. п. В годы гражданской войны национализация, натурализация заработ-ной платы и другие меры, по существу, ликвидировали все местные доходы.

В период НЭПА происходило восстановление и развитие налогообложе-ния, преобладающее значение получили косвенные налоги – акцизы. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный на-лог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В период НЭПА действовало 86 видов платежей в бюджет.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе пе-риода НЭПА. Для государственных предприятий были установлены налоги с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акци-зов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (от 400 до 2444). В государственный бюджет поступали так-же таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход. Среди нало-гов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с на-селения.

В 1941-1960 гг. происходит частичное восстановление налоговой систе-мы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время Вели-кой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. В 1941г. была установлена стопроцентная ставка к подоходному и сельскохозяй-ственному налогам, затем эта надбавка заменяется специальным военным нало-гом, вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

В 50-е годы налоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета.

А уже в 60-е годы основной доход государственного бюджета стали со-ставлять поступления от государственных предприятий и общественных орга-низаций, была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отме-ны, налогов с заработной платы рабочих и служащих.

В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земель-ный налог, налог с владельцев транспортных средств.

В 1990 г. - принятие Законов "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства", "О налогах с предприятий, объе-динений и организаций".

Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Рос-сийской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы". От-дельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 "О формировании респуб-ликанского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с 1994 г". Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В 1991 г. была образована самостоятельная Государственная налоговая служба Рос-сийской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов).

Действующая ныне налоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам по-строения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономи-ке и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее.

1.2. Налоговая система: принципы построения и ее состояние на

современном этапе

Современная российская налоговая система сло¬жилась на рубеже

1991-1992 гг., в период политическо¬го противостояния, кардинальных экономи-ческих пре¬образований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпу-щенные на разработку законодательства, экономический и соци¬альный кризис в стране — вес эти факторы непосред¬ственно повлияли на ее становление. Сущест-вующая рос¬сийская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам по¬строения в основном соответствует общераспространен¬ным в ми-ровой экономике системам налогообложения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

1. Федеральные налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним отно-сятся:

1)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»