Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Особенности налоговых систем развивающихся стран
Африки,Азии и Латинской Америки
------------------------------------------------
Налоговая система в развивающихся странах Азии и Африки начала
складываться в условиях колониализма. Первые нормативные акты по уста-
новлению налогов принимались непосредственно либо колониальными влас-
тями, либо законодательными органами метрополий. В колониях Британской
империи, которых в Африке и в Азии было много, налоги вводились специ-
альными ордонансами.
Первые такие налоги были установлены на рубеже XIX-XX веков: бри-
танские колониальные власти в 1896 году ввели налог на жилище в Сьер-
ра-Леоне, в 1901 году - в Кении. Налог взимался с каждого жилища мест-
ного жителя в твёрдой сумме, вначале она составляла 2 рупии, а к 1920
году уже была увеличена до 10 рупий. В последующем в таком же порядке
был введён подушный налог. Данные налоги выполняли не столько фискаль-
ную, сколько важную социальную роль. Налоги выступали средством при-
влечения африканского населения к работам на плантациях колонизато-
ров. Чтобы уплатить налоги, африканцы должны были наниматься на работу
за заработную плату,труд за деньги стал с их стороны необходи-
мостью. Эти налоги были прямыми реальными и имели простую форму исчис-
ления по твёрдым ставкам.
В дальнейшем метрополии вводили в своих колониях и более совре-
менные - прямые личные налоги, главным образом подоходный налог. Так,в
Нигерии первый Закон "О подоходном налоге" был принят в 1940 году. За-
тем ещё при колониальном режиме был принят декрет о двойном налогооб-
ложении 1958 года, декрет о местном подоходном налоге 1959 года. Тем
самым в этой стране была заложена английская система налогообложения.
Налоговое законодательство относится к компетенции высших органов
государственной власти - это положение закреплено почти во всех конс-
титуциях освободившихся стран. Например,в ст.71 Конституции Республики
Йемен записано, что Верховный Народный Совет законодательным путём ре-
гулирует "...установление общегосударственных налогов". Конституция
Индии в ст.265 закрепляет: "Налоги устанавливаются только на основании
закона. Ни один налог не устанавливается и не взимается иначе, как в
силу закона". Так как в этой стране действует сложная система налогов,
то конституция конкретизирует право установления налогов, которое осу-
ществляется как Союзом, так и штатами. К исключительной компетенции
Союза относится установление налогов на доходы, на корпорации, капита-
лы компаний, операции на фондовых и товарных биржах; сборы с наследуе-
мого имущества, с недвижимости, таможенные сборы; налоги на плату за
проезд и перевозку грузов по железной дороге, транспортные налоги, на-
логи на продажу и покупку газет. Тут же определена компетенция законо-
дательных органов штатаов. Они устанавливают следующие налоги и сборы:
налоги с с/х доходов, налоги на земли и здания, налоги на право разра-
ботки полезных ископаемых, налоги на животных, налоги на профессии, на
ремёсла, промысел и работу по найму. Во франкоязычных странах Африки
обычно действуют налоговые кодексы, регулирующие либо группу налогов,
либо все налоги. Так, налоговое законодательство Алжира состоит из ко-
дексов, объединяющих однородную группу налогов, принятых в 1976 году:
Кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, Кодекс платежей
на товарооборот, Кодекс регистрационных сборов, Кодекс гербовых сбо-
ров. К указанным кодексам имеются поправки и дополнения. Источниками
налогового законодательства являются также финансовые законы Алжира,
которыми утверждается бюджет страны на каждый год.
В Республике Мали действует Общий налоговый кодекс 1986 года,
включающий в себя все налогово-правовые нормы, как материальные, так и
процессуальные. Он состоит из четырёх частей: прямые налоги, косвенные
налоги, регистрационные сборы и гербовые сборы. Всего 988 статей.
Налоги освободившихся стран можно подразделить по различным осно-
ваниям. Главными из них является деление налогов на прямые и косвен-
ные, на государственные и местные.
Прямыми называются те налоги, при уплате которых налогоплательщик
непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами госу-
дарства, между ними нет посредников. К косвенным налогам относятся та-
кие, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта:
два плательщика - фактический и юридический - и орган государства.
Фактическим плательщиком выступает покупатель, юридическим - произво-
дитель или продавец товара, который в финансовых органах зарегистриро-
ван в качестве плательщика налога. Таким образом, уплата налога про-
изводится косвенно через цену товара.
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и лич-
ные. Реальными налогами облагается имущество по внешним признакам, то
есть по факту наличия, независимо от его стоимости. К реальным нало-
гам, действующим в развивающихся странах, относятся поземельный, подо-
мовый, промысловый и налог на ценные бумаги. Последний, впрочем, пока
не играет важной роли в силу слабой развитости кредитно-денежных отно-
шений. Зато поземельный налог взимается во всех без исключения освобо-
дившихся странах.
К личным налогам относятся такие,плательщиками которых являются
физические и юридические лица. Личные налоги делятся на: подоходный,
поимущественный, налог с наследств и дарений, подушный налог. Все они
также действуют в развивающихся странах.
Одной из важнейших особенностей налоговой системы освободившихся
стран Азии и Африки является преобладание косвенных налогов, которые
получатель уплачивает в виде повышенной цены товара. Косвенным налога-
ми облагаются зрелищные, транспортные услуги, сфера бытового обслужи-
вания. К косвенным налогам относятся акцизы, фискальные монополии и
таможенные пошлины. Они составляют значительный удельный вес в доходах
бюджета. Косвенное обложение в некоторых странах достигает 60-70% всех
налоговых поступлений. Рекорд принадлежит Индии, где косвенные налоги
дают 83% прироста общей суммы доходов.
В налоговой системе развивающихся стран имеются также местные на-
логи, которые уплачиваются гражданами и юридическими лицами и поступа-
ют в местные бюджеты. Эти налоги крайне разнообразны. К ним относятся
подушный, поимущественный, земельный, промысловый, а также косвенные
налоги на товары и услуги.
В Индии местные налоги подразделяются на обязательные и факульта-
тивные, последние устанавливаются по усмотрению местных органов. К
обязательным относятся налоги на жилище, на профессии, на транспорт,
на обрабатываемую землю. К факультативным относятся налоги на скот,
воду, торговлю, освещение, плата за пользование каналами и другие. Та-
кое деление можно считать условным, так как каждый штат с учётом соци-
ально-экономических факторов теперь сам устанавливает, какие налоги
считать обязательными, а какие - факультативными.
Богатая практика местного налогообложения сложилась в странах Ла-
тинской Америки, где развито муниципальное управление. При этой систе-
ме муниципалитеты, обладая местной автономией или самоуправлением, как
определяет Конституция Мексики, "самостоятельно распоряжаются своими
доходами, полученными от принадлежащего им имущества, а также от нало-
гов и их поступленй, которые устанавливаются законодательными органами
в пользу муниципалитов". Косвенные налоги поступают в бюджет также в
виде импортных и экспортных пошлин, твёрдого налога на импорт, налогов
на потребительские товары национального производства. В то же время в
некоторых странах Латинской Америки как положительный фактор отмечает-
ся, что в косвенном налогообложении возрастает роль акцизов. Так, в
Аргентине, Бразилии и Мексике они в среднем составляют 25% всех нало-
говых поступлений.
В прямом налогообложении освободившихся стран самым значительным
и наиболее распространённым выступает подоходный налог, он взимается
как с граждан, так и с компаний. В разных странах он имеет различные
наименования: налог на торгово-промышленную прибыль, налог на заработ-
ную плату, налог с компаний и так далее. В каждой стране по этому на-
логу принимается множество поправок и изменений, неоднократно транс-
формируются
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|