Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Налоги /

Особенности налоговых систем развивающихся стран

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Особенности налоговых систем развивающихся стран

Африки,Азии и Латинской Америки

------------------------------------------------

Налоговая система в развивающихся странах Азии и Африки начала

складываться в условиях колониализма. Первые нормативные акты по уста-

новлению налогов принимались непосредственно либо колониальными влас-

тями, либо законодательными органами метрополий. В колониях Британской

империи, которых в Африке и в Азии было много, налоги вводились специ-

альными ордонансами.

Первые такие налоги были установлены на рубеже XIX-XX веков: бри-

танские колониальные власти в 1896 году ввели налог на жилище в Сьер-

ра-Леоне, в 1901 году - в Кении. Налог взимался с каждого жилища мест-

ного жителя в твёрдой сумме, вначале она составляла 2 рупии, а к 1920

году уже была увеличена до 10 рупий. В последующем в таком же порядке

был введён подушный налог. Данные налоги выполняли не столько фискаль-

ную, сколько важную социальную роль. Налоги выступали средством при-

влечения африканского населения к работам на плантациях колонизато-

ров. Чтобы уплатить налоги, африканцы должны были наниматься на работу

за заработную плату,труд за деньги стал с их стороны необходи-

мостью. Эти налоги были прямыми реальными и имели простую форму исчис-

ления по твёрдым ставкам.

В дальнейшем метрополии вводили в своих колониях и более совре-

менные - прямые личные налоги, главным образом подоходный налог. Так,в

Нигерии первый Закон "О подоходном налоге" был принят в 1940 году. За-

тем ещё при колониальном режиме был принят декрет о двойном налогооб-

ложении 1958 года, декрет о местном подоходном налоге 1959 года. Тем

самым в этой стране была заложена английская система налогообложения.

Налоговое законодательство относится к компетенции высших органов

государственной власти - это положение закреплено почти во всех конс-

титуциях освободившихся стран. Например,в ст.71 Конституции Республики

Йемен записано, что Верховный Народный Совет законодательным путём ре-

гулирует "...установление общегосударственных налогов". Конституция

Индии в ст.265 закрепляет: "Налоги устанавливаются только на основании

закона. Ни один налог не устанавливается и не взимается иначе, как в

силу закона". Так как в этой стране действует сложная система налогов,

то конституция конкретизирует право установления налогов, которое осу-

ществляется как Союзом, так и штатами. К исключительной компетенции

Союза относится установление налогов на доходы, на корпорации, капита-

лы компаний, операции на фондовых и товарных биржах; сборы с наследуе-

мого имущества, с недвижимости, таможенные сборы; налоги на плату за

проезд и перевозку грузов по железной дороге, транспортные налоги, на-

логи на продажу и покупку газет. Тут же определена компетенция законо-

дательных органов штатаов. Они устанавливают следующие налоги и сборы:

налоги с с/х доходов, налоги на земли и здания, налоги на право разра-

ботки полезных ископаемых, налоги на животных, налоги на профессии, на

ремёсла, промысел и работу по найму. Во франкоязычных странах Африки

обычно действуют налоговые кодексы, регулирующие либо группу налогов,

либо все налоги. Так, налоговое законодательство Алжира состоит из ко-

дексов, объединяющих однородную группу налогов, принятых в 1976 году:

Кодекс прямых налогов и приравненных к ним платежей, Кодекс платежей

на товарооборот, Кодекс регистрационных сборов, Кодекс гербовых сбо-

ров. К указанным кодексам имеются поправки и дополнения. Источниками

налогового законодательства являются также финансовые законы Алжира,

которыми утверждается бюджет страны на каждый год.

В Республике Мали действует Общий налоговый кодекс 1986 года,

включающий в себя все налогово-правовые нормы, как материальные, так и

процессуальные. Он состоит из четырёх частей: прямые налоги, косвенные

налоги, регистрационные сборы и гербовые сборы. Всего 988 статей.

Налоги освободившихся стран можно подразделить по различным осно-

ваниям. Главными из них является деление налогов на прямые и косвен-

ные, на государственные и местные.

Прямыми называются те налоги, при уплате которых налогоплательщик

непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами госу-

дарства, между ними нет посредников. К косвенным налогам относятся та-

кие, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта:

два плательщика - фактический и юридический - и орган государства.

Фактическим плательщиком выступает покупатель, юридическим - произво-

дитель или продавец товара, который в финансовых органах зарегистриро-

ван в качестве плательщика налога. Таким образом, уплата налога про-

изводится косвенно через цену товара.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и лич-

ные. Реальными налогами облагается имущество по внешним признакам, то

есть по факту наличия, независимо от его стоимости. К реальным нало-

гам, действующим в развивающихся странах, относятся поземельный, подо-

мовый, промысловый и налог на ценные бумаги. Последний, впрочем, пока

не играет важной роли в силу слабой развитости кредитно-денежных отно-

шений. Зато поземельный налог взимается во всех без исключения освобо-

дившихся странах.

К личным налогам относятся такие,плательщиками которых являются

физические и юридические лица. Личные налоги делятся на: подоходный,

поимущественный, налог с наследств и дарений, подушный налог. Все они

также действуют в развивающихся странах.

Одной из важнейших особенностей налоговой системы освободившихся

стран Азии и Африки является преобладание косвенных налогов, которые

получатель уплачивает в виде повышенной цены товара. Косвенным налога-

ми облагаются зрелищные, транспортные услуги, сфера бытового обслужи-

вания. К косвенным налогам относятся акцизы, фискальные монополии и

таможенные пошлины. Они составляют значительный удельный вес в доходах

бюджета. Косвенное обложение в некоторых странах достигает 60-70% всех

налоговых поступлений. Рекорд принадлежит Индии, где косвенные налоги

дают 83% прироста общей суммы доходов.

В налоговой системе развивающихся стран имеются также местные на-

логи, которые уплачиваются гражданами и юридическими лицами и поступа-

ют в местные бюджеты. Эти налоги крайне разнообразны. К ним относятся

подушный, поимущественный, земельный, промысловый, а также косвенные

налоги на товары и услуги.

В Индии местные налоги подразделяются на обязательные и факульта-

тивные, последние устанавливаются по усмотрению местных органов. К

обязательным относятся налоги на жилище, на профессии, на транспорт,

на обрабатываемую землю. К факультативным относятся налоги на скот,

воду, торговлю, освещение, плата за пользование каналами и другие. Та-

кое деление можно считать условным, так как каждый штат с учётом соци-

ально-экономических факторов теперь сам устанавливает, какие налоги

считать обязательными, а какие - факультативными.

Богатая практика местного налогообложения сложилась в странах Ла-

тинской Америки, где развито муниципальное управление. При этой систе-

ме муниципалитеты, обладая местной автономией или самоуправлением, как

определяет Конституция Мексики, "самостоятельно распоряжаются своими

доходами, полученными от принадлежащего им имущества, а также от нало-

гов и их поступленй, которые устанавливаются законодательными органами

в пользу муниципалитов". Косвенные налоги поступают в бюджет также в

виде импортных и экспортных пошлин, твёрдого налога на импорт, налогов

на потребительские товары национального производства. В то же время в

некоторых странах Латинской Америки как положительный фактор отмечает-

ся, что в косвенном налогообложении возрастает роль акцизов. Так, в

Аргентине, Бразилии и Мексике они в среднем составляют 25% всех нало-

говых поступлений.

В прямом налогообложении освободившихся стран самым значительным

и наиболее распространённым выступает подоходный налог, он взимается

как с граждан, так и с компаний. В разных странах он имеет различные

наименования: налог на торгово-промышленную прибыль, налог на заработ-

ную плату, налог с компаний и так далее. В каждой стране по этому на-

логу принимается множество поправок и изменений, неоднократно транс-

формируются

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»