Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Платежи в бюджет за природные ресурсы
1. Экономическая основа платежей за природные ресурсы
Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получае¬мых благ и приноси¬мого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред.
Если приведенные методы экономической оценки природ¬ных ресурсов по¬зволяют оценить частичное использование цен¬ностного курса на момент рас¬чета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить остав¬шееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с уче¬том возможности технологии, продолжительности хранения и их до¬бычи (например, жидкой нефти, перетекающей по закону сооб¬щающихся сосудов)
Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств РФ существую¬щие экономические методы расчета величины на¬логов и сборов за природо¬пользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроиз¬водству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина на¬логов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Сущест¬вуют следующие методы оценки природных ресурсов:
• воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида
сырья на планируемый период;
• результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;
• рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из вы¬бора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориен¬тированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его
пользователя.
Система платежей за природные ресурсы включает: 1) плату за право поль¬зования природными ресурсами; 2) плату за частичное их восстановление;
3) штрафные платежи за превышение минимального
использования природных ресурсов.
Платежи за природные ресурсы разделены между федеральным и
местным бюджетами. В соответствии с Налоговым кодексом РФ к феде¬ральным отнесены:
• налог на пользование недрами;
• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; • сбор за право поль¬зования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• водный налог;
• лесной доход;
• экологический налог.
К местным налогам относится земельный налог.
Поступления в консолидированный бюджет РФ платежей за пользование природными ресурсами характеризует табл. 1:
Таблица 1. Платежи за пользование природными ресурсами (млрд. руб.)
Платежи 1995 1996 1997
Платежи за пользование природными
ресурсами 12 291 21 175 37 174
из них:
1. Плата за недра 5832 10533 15692
2. Отчисления за воспроиз¬водство минерально-сырье¬вой базы 2250
3947 10293
3. Земельные налоги и арендная плата за землю 3292
5262
9508
4. Прочие платежи за поль¬зование природными
ресурсами 916
1 432
1681
Как видим, размер этих платежей постоянно увеличивается, а их доля в до
ходах бюджета выросла с 1,6 до 5,2%.
Растут и инвестиции (табл. 2):
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
(в фактически действовавших ценах, млрд. руб.)
1985 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997
Инвестиции в основной капитал
— всего 2,5 3,3 3,0 52,9 592,8 2368,3 6403,6 8254,3 8615,6
В том числе:
На охрану и рациональное использование водных ресурсов 1,8 2,2 2,0 32,9 346,2 1326 3397,3 4080,3 4148,4
На охрану атмосферного воздуха 0,3 0,5 0,4 9,2 114,4 423,4 1643,9 212,4 2086,9
На охрану и рациональное использование земель 0,2 0,4 0,4 7Д 103,4 455,5 845,5 1390,4 1302,9
Другие мероприятия 0,2 0,2 0,2 3,7 28,8 163,4 416,9 656,2 1077,4
Источник: Российский статистический ежегодник. — М.: Госкомстат России, 1998. — С. 93.
2. Платежи за пользование недрами
Правовые и экономические основы, регламентирующие охрану недр и их комплексное использование, установлены Законом РФ «О недрах» от 21 фев¬раля 1992 г. С введением Налогового кодекса РФ сохраняется положение, что природопользование регулируется государством путем введения платежей за пользование недрами и воспроизводство недр.
Система платежей включает:
1) сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии. Размер сбора определяется с учетом стоимости подготовки проведения конкурса, с подведением итогов и оформлением лицензии;
2) плату за получение права на пользование недрами;
3) плату за пользование недрами, включающую затраты по¬иска и разведку месторождений, их добычу и пользование не¬драми;
4) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой ба¬зы также отно¬сятся к системе платежей за пользование недрами;
5) платежи за право на поиски месторождений полезных ис¬копаемых, их раз¬ведку и разработку, а также платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не свя¬занных с добычей полезных ископаемых и др.
Определение размера платежей ведется с учетом условий гео¬логии, гидро¬логии, экономико-географических особенностей, размера участка, глубины залегания, вида полезных ископаемых, климатических условий, уровня об¬житости местности, инженерных коммуникаций и транспорта, а также сте¬пени риска. Пла¬тежи могут быть как разовыми, так и регулярными взносами.
Платежи за право пользования природными ресурсами взимаются со всех пользователей недр, исключая следующие категории пользователей:
1) собственников, владельцев земельных участков, осуществляющих в уста¬новленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемых земельных участках для своих нужд;
2) пользователей недр, ведущих работы научно-изыскательского характера без нарушения целостности недр, а также получивших участки для образова¬ния особо охраняемых геологических объектов.
Плата за пользование недрами осуществляется в форме денежных плате¬жей, части объема добытого сырья или иной производимой продукции, вы¬полнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих плате¬жей в бюджет, в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемой ор¬ганизации.
Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту ли¬цензирования устанавливаются в лицензии.
Регулярные платежи за право на поиски и оценку месторождений полезных ископаемых взимаются в течение всего периода их проведения и зависят от продолжительности их выполнения и площади, на которой они ведутся. Ми¬нимальная величина платежа составляет 1%, а максимальная — 2% от дого¬ворной стоимости работ. Конкретный размер платежей зависит от вида по¬лезного ископаемого, экономико-географических условий района.
Условия взимания регулярных платежей за право на разведку месторождений полезных ископаемых являются такими же, как и право на поиски, с той лишь разницей, что минимальная ставка платежа 3%, максимальная — 5% от сметной стоимости работ.
При продлении срока поисковых или разведочных работ размер ранее уста¬новленных платежей увеличивается в 1,5 раза. После окончания указанных работ размер платежей корректиру¬ется с их фактической сметной стоимо¬стью.
Платежи за право на разведку полезных ископаемых в грани¬цах площадей акваторий, предоставленных пользователю для добычи, не взимаются.
Все платежи за право на поиски и разведку месторождений полезных иско¬паемых включаются в издержки по этим работам и поступают в бюджеты, на территории которых они произво¬дятся.
Платежи за право на добычу полезных ископаемых осуществляются также в форме разовых и последующих регулярных платежей с начала добычи и в течение всего срока действия лицензии. Стартовый размер платежа на аук¬ционе или конкурс не должен быть менее 10% величины регулярного пла¬тежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей органи¬зации.
Регулярные платежи за право на добычу определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учётом нормативных потерь от полезных ис¬копаемых в недрах и включаются в себестоимость его добычи. При этом стоимость добытого сырья исчисляется по ценам реализации товарной про¬дукции, изготовленной из него, без учета НДС.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому ме¬сторождению исходя из установленных уровней с учётом вида полезного ис¬копаемого, количества и качества запасов, природно-географических, горно-технических условий, оценки риска пользователей недр и рентабель¬ности разработки.
Предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ис¬копаемых
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|