Налоги /
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Введение
Налоговая система каждого государства отражает его специфические условия. В мире нет государств с одинаковыми налоговыми системами. Однако это не означает, что создание налоговой системы и налоговая политика ведутся спонтанно, как кому хочется.
Среди многочисленных проблем, возникших перед Казахстаном в период перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной форме ведения хозяйства видное место занимает создание эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц. В этом заинтересовано как государство, так и плательщики налогов.
Налоговая система Казахстана строится на принципах стимулирования научно-технического прогресса, вывода отечественного производителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирования предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности, равнозначности и пропорциональности взимания налогов как с юридических так и физических лиц, недопущения налоговой дискриминации, социальной справедливости, экономической эффективности и других немаловажных принципах.
1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В настоящее время в Казахстане (с 25 февраля 1999г.) функционирует Министер¬ство государственных доходов РК, основными задачами ко¬торого являются:
- участие в формировании, реализации фискальной и та¬моженной политики;
- организация и совершенствование таможенного дела;
- обеспечение поступления налогов, платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством;
- государственный контроль над производством и оборо¬том алкогольной продукции.
В соответствии с перечисленными задачами в составе министерства созданы и действуют Налоговый и Таможенный комитеты, Комитет налоговой полиции, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алко¬гольной продукции, Агентство по ликвидации и реорганизации предприятий.
Налоги, сборы и другие обязательные платежи исчисляют¬ся и уплачиваются в национальной валюте «тенге», поступа¬ют в доходы соответствующих бюджетов в порядке, опреде¬ленном Законом «О бюджетной системе». Исключением являются случаи, когда законодательными актами и положе¬ниями контрактов на недропользование предусмотрена нату¬ральная форма уплаты или в иностранной валюте.
Освобождение от налога или уменьшение налоговой став¬ки производится в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта в соответствии с За¬коном «О государственной поддержке прямых инвестиций».
В соответствии с налоговым законодательством в Казах¬стане действуют налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов. К налогам относятся:
1) корпоративный подоходный налог;
2) индивидуальный подоходный налог;
3) налог на добавленную стоимость;
4) акцизы;
5) налоги и специальные платежи недропользователей;
6) социальный налог;
7) земельный налог;
8) налог на транспортные средства;
9) налог на имущество;
Сборы включают в себя:
1) сбор за государственную регистрацию юридических лиц;
2) сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;
3) сбор за государственную регистрацию прав на недви¬жимое имущество и сделок с ним;
4) сбор за государственную регистрацию радиоэлектрон¬ных средств и высокочастотных устройств;
5) сбор за государственную регистрацию механических
транспортных средств и прицепов;
6) сбор за государственную регистрацию морских, реч¬ных и маломерных судов;
7) сбор за государственную регистрацию гражданских
воздушных судов;
8) сбор за государственную регистрацию лекарственных
средств;
9) сбор за проезд автотранспортных средств по террито¬рии Республики Казахстан;
10) сбор с аукционов;
11) гербовый сбор;
12) лицензионный сбор за право занятия отдельными ви¬дами деятельности;
13) сбор за выдачу разрешения на использование радио¬частотного спектра телевизионным и радиовещательным ор¬ганизациям;
Платы взимаются:
— за пользование земельными участками;
— за пользование водными ресурсами поверхностных источников;
— за загрязнение окружающей среды;
— за пользование животным миром;
— за лесные пользования;
— за использование особо охраняемых природных терри¬торий;
— за использование радиочастотного спектра;
— за пользование судоходными водными путями;
— за размещение наружной (визуальной) рекламы.
Таможенные платежи подразделяются на:
1. Таможенные пошлины.
2. Таможенные сборы.
3. Платы.
4. Сборы.
Исходя из объективной целесообразности, в январе 2000 г. были созданы Межведомственная комиссия, Межведомст¬венная рабочая группа и Экспертный Совет для разработки проекта Налогового кодекса Республики Казахстан. В соот¬ветствии с принятой концепцией Налоговый кодекс состоит из трех частей: общей, особенной и налогового администри¬рования.
2. ОСНОВНЫЕ БЮДЖЕТООБРАЗУЮЩИЕ НАЛОГИ
2.1. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Налог на добавленную стоимость представляет собой от¬числения в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обраще¬ния товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. Налог на до¬бавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет по обла¬гаемому обороту, определяется как разница между суммами налога на добавленную стоимость, начисленными за реализо¬ванные товары (работы, услуги), и суммами налога на добав¬ленную стоимость, подлежащими уплате за полученные това¬ры (работы, услуги).
Объектами обложения налогом на добавленную стоимость
являются:
облагаемый оборот; облагаемый импорт.
В соответствии со ст. 208 плательщиками налога на добав¬ленную стоимость являются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об¬разования юридического лица, а также нерезиденты Казах¬стана, осуществляющие деятельность через постоянное учре¬ждение, имеющие объекты налогообложения.
В Казахстане, как и во всех странах, применяющих налог на добавленную стоимость, существуют два объекта обложе¬ния НДС: обороты по реализации товаров (работ, услуг) и их импорт. Механизм взимания налога в обоих случаях различ¬ный. Кроме того, если в первом случае взимание налога на добавленную стоимость возложено на налоговые органы, то сбором налога на добавленную стоимость на импортируемые товары занимаются таможенные органы.
Размер облагаемого оборота определяется на основе стои¬мости реализуемых товаров, работ, или услуг. Установлены особенности определения облагаемого оборота при осущест¬влении строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных работ, при осуществлении перевозок, при ока¬зании туристских услуг, при изготовлении продукции из давальческого сырья и материалов, при использовании много¬оборотной тары, при реализации залогового имущества, по услугам по производству, распределению и транспортировке тепла, электроэнергии, воды и газа, а также по производству и реализации продукции машиностроения, химической про¬мышленности и производства резиновых и пластмассовых изделий.
Определены обороты и импорт, освобожденные от налога на добавленную стоимость, например:
- продажа и/или аренда зданий и помещений;
- продажа права владения и пользования землей;
- финансовых услуг, за исключением сейфовых опера¬ций, пересылки банкнот, монет и ценностей, а также услуг по хранению ценных бумаг;
— взносы в уставный капитал;
— геологоразведочные и геолого-поисковые работы;
— услуги, выполняемые уполномоченными государст¬венными органами, в связи с которыми взимается государст¬венная пошлина;
— некоторые другие.
Также установлен порядок обложения налогом на добав¬ленную стоимость при экспорте и импорте товаров (работ, услуг). Экспорт товаров облагается по нулевой ставке, за исключением случаев наличия международных договоров, уча¬стником которого является Казахстан, а также случаев экс¬порта товаров в государства, которые при экспорте товаров в Казахстан применяют цены с учетом налога на добавленную стоимость.
В Налоговом кодексе подробно описан порядок отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость. При этом суммой налога на добавленную стоимость, относимого в за¬чет, является сумма налога, подлежащего уплате плательщи¬ками налога поставщикам, по выставленным счетам-фактурам по фактически поступившим товарам, включая ос¬новные средства (за исключением зданий и легковых автомо¬билей), выполненным работам или оказанным услугам. По импортируемым товарам, включая основные средства (за ис¬ключением легковых автомобилей), суммой налога на добав¬ленную стоимость, относимого в зачет, является сумма нало¬га, указанная в таможенной декларации, оформленной в соответствии с таможенным законодательством Казахстана.
В налоговом законодательстве
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|