Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Арбитражный процесс /

Арбитражные суды их задачи и ме-сто в судебной системе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Московский городской институт менеджмента

Реферат на тему:

Арбитражные суды их задачи

и место в судебной системе

Москва 2004 г.

Содержание работы

1. Введение

2. Система, состав и структура арбитражных судов

• Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

• Федеральные арбитражные суды округов

• Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов (арбитражные су-ды субъектов федерации)

4. Заключение

5. Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный конституционный закон “Об ар-битражных судах в Российской Федерации”, новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного про-цессуального кодекса Российской Федерации”.

Эти акты важны не только для работающих в арбитражных судах, прокуратуре, ад-вокатуре, в юридических службах предприятий и других областях, где возможно сопри-косновение с деятельностью арбитражных судов, но и для юридической практики вооб-ще, учитывая, что некоторые вводимые правовые конструкции не существовали ранее в российском праве.

Речь идет не о текущих изменениях законодательства об арбитражных судах и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения в правовом регули-ровании деятельности арбитражных судов, что дает все основание говорить о новом за-конодательстве не только по форме, но и по содержанию.

Характерно, что новые законы приняты практически в одном пакете, что позволило увя-зать процессуальные новеллы с судоустройственной реформой арбитражных судов.

Известно, что ранее действовавший закон об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации принимались не так уж и давно: соответ-ственно 4 июля 1991 года и 5 марта 1992 года.

Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане остановился в тот раз на полпути.

Практически правосудие в экономической сфере замыкалось в местных рамках, по-скольку выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов Федерации можно было только через надзор.

Не говоря уже о полуадминистративном его характере, надо сказать, что он оказался настолько перегружен, что с трудом справлялся с главной своей задачей обеспечения единства судебной практики на всей территории России.

Между тем, экономическое пространство России, которое опосредуется в том числе и через деятельность арбитражных судов, требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами различных отнесенных к их подведомственности дел вне всякой зависимости от мест нахождения субъектов спора.

Выявилось также, что некоторые традиционные процессуальные институты не обес-печивают в современных условиях необходимый уровень оперативного и качественного рассмотрения дел арбитражными судами. С другой стороны, недостаточным в ряде случа-ев оказался и действовавший уровень процессуальных гарантий защиты прав и интересов предпринимателей и других субъектов права.

Новое законодательство об арбитражных судах позволяет преодолеть эти недостат-ки. Содержащиеся в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных су-дов, рассматривающий споры между организациями, расположенными в различных ре-гионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функциониро-вал в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд при-меняет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете- судебной защите.

Особое значение закона состоит в том, что он является не только федеральным за-коном, но и федеральным конституционным законом, то есть правовым актом, который обладает после Конституции Российской Федерации высшей юридической силой. В раз-витие конституционных положений в законе установлено, что все арбитражные суды Рос-сийской Федерации- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, то есть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- являются федеральными судами и входят в судебную систему Рос-сийской Федерации. Это означает, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей предсе-дателей этих судов , назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

1. СИСТЕМА, СОСТАВ И СТРУКТУРА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федера-ции - высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматривае-мых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов.

Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.

Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рас-сматривает лишь две группы дел:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собра-ния РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся об-стоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.

Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбит-ражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на всту-пившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.

Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику приме-нения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирую-щих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по со-вершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и орга-низует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части от-ношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независи-мых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов - свое-временное и в полнм объеме- занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Выс-ший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.

Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в настоящее время состоит из:

а) Пленума;

б) Президиума;

в) судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

г) судебной коллегии по рассмотрению споров, вытекающих из административных пра-воотношений.

Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомо-чий.

Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В настоящее время, с 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пле-нум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассмат-ривает- ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.

Установлено, что он, в частности: а) рассматривает материалы изучения и обобще-ния практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; б) решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой; в) об обращении в Конституционный Суд Российской Фе-дерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных право-вых актов и договоров; г) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбит-ражного Суда Российской Федерации членов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»