Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Арбитражный процесс /

Правовое регулирование производства в арбитражном суде при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве)

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


осуществлению процедур банкротства;

- специальная экономическая литература, близкая к теме исследования и описывающая отдельные аналоги процедур банкротства (например, планирование реструктуризации производств или восстановления платежеспособности должников) с точки зрения их практического осуществления в условия современных представлениях о рыночной экономике;

- конкретные примеры судебных разбирательств и судебных актов;

- отдельные документы (протоколы, собраний кредиторов, проекты мировых соглашений), характеризующие практические аспекты темы исследования;

- материалы практической деятельности арбитражных управляющих в различных регионах России (Санкт-Петербург и Ленинградская область, Мурманская и Магаданская области, Республика Татарстан).

По итогам семинаров, проводимых в Санкт-Петербурге для арбитражных управляющих было выявлено абсолютное согласие с актуальностью и практической значимостью результатов настоящего исследования, а также общее мнение о возможности реального повышения эффективности как деятельности арбитражных судов, так и арбитражных управляющих.

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ

§ 1. История правового регулирования при рассмотрении дел о банкротстве

Предполагается, что употребление слова «банкротство» идет из средневековых городов Италии. «Это слово (bankarupta), образовано либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади, либо просто торговал).

В дореволюционной России правовое регулирование банкротства осуществлялось «Банкротским Уставом» с 1800 года.

«Для ликвидации дел несостоятельного лица и для возможно равномерного удовлетворения всех кредиторов, у него отнимается управление и распоряжение его имуществом и передается конкурсному управлению, которое за него предъявляет иски в суде и отвечает на суде».

В 1906 году, в «Курсе гражданского права» Г.Ф. Шершеневич писал: - «…случай, когда имущественное расстройство влечет ограничение дееспособности – это несостоятельность. Такое ограничение может быть вызвано опасением, как бы несостоятельное лицо не увеличило своих долгов, не запутало еще более и без того расстроенные дела. Наше законодательство для обеспечения интересов кредиторов признает сделки, заключенные несостоятельным должником, недействительными. Недействительность сделок, однако, нельзя считать безусловной; так как она установлена в интересе кредиторов, то сделки могут быть опровергаемы со стороны конкурсного управления. Таким образом, несостоятельные должники оказываются ограниченными в своей дееспособности. Ограничение дееспособности наступает со дня постановления судом определения о признании лица несостоятельным. Дееспособность несостоятельного должника восстанавливается с окончанием конкурсного производства».

И еще: - «Независимо от воли должника срок обязательства наступает в случае несостоятельности. Отлагая время исполнения, веритель верит в исполнительность должника. Несостоятельность разрушает эту веру, а потому и течение срока должно остановиться. По этому соображению, и особенно в виду удобств конкурсного производства, признается нашим законодательством, что в случае объявления должника несостоятельным, по всем его обязательствам срок считается наступившим …».8

Первая в современном российском праве попытка правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью, была предпринята в 1992 в рамках Указа Президента РФ.

В ноябре 1992 г. Верховным Советом РФ был принят Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступивший в силу с 01.03.93.

С введением в действие части первой Гражданского кодекса, т.е. с 01.01.95 было определено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Действующий до 26.10.2002. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» был принят Государственной Думой 10.12.97. и подписан Президентом РФ 08.01.98.

Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, дважды отвергнутый Президентом РФ, был им подписан 25.02.99.

Кроме того, с 24.06.99. действовал Федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.

Со 2 декабря 2002 года действует новый Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» за № 127-ФЗ.

Английское право оказало огромное влияние на многие правовые системы (в первую очередь – США, Канады, Австралии).

Первый закон о банкротстве был принят в Англии в 1543 году. В нем главными последствиями банкротства для должника были меры уголовной ответственности.

Ныне действует Insolvency Act, принятый в 1986 г. и ориентированный на защиту интересов кредиторов. Традиционно этот закон отличается неструктурированностью и сложностью для системного восприятия.

В английском законодательстве имеются три варианта урегулирования долгов несостоятельного лица (кроме конкурсного производства):

- добровольное соглашение между должником и кредиторами (регулируется общегражданским законодательством);

- назначением обладателем права «плавающего» обеспечения на все активы специального лица;

- соглашение с использованием голосования по классам, утверждаемое судом и обязывающее участников (фактически замененное процедурой управления должником, испытывающим финансовые затруднения).

Американская система норм банкротства (US Bankruptcy Code) ориентирована на реорганизационные (преимущественно) процедуры.

В отношении должника, по его заявлению или по заявлению кредиторов могут быть сразу открыты либо процедура ликвидации, либо реорганизации. Если должник заявляет ходатайство об открытии реорганизационной процедуры, он не должен предоставлять доказательства, которые могли бы подтвердить реальность выполнения плана реорганизации. Ключевой элемент – debtor in possession («должник во владении»), т.е. продолжение бизнеса, распоряжение имуществом. Назначение доверительного управляющего – обеспечительная мера и только, если:

- действия должника связаны с мошенничеством, обманом, некомпетентностью, грубой ошибкой;

- назначение доверительного управляющего необходимо в интересах кредиторов и акционеров или имущественной массы должника.

Ныне действующий во Франции Закон 85-98 о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке, а также Закон 85-99 о конкурсных управляющих ликвидаторах и экспертах по определению состояния предприятия формируют систему норм ориентированную на реабилитацию предприятия должника.

Концепция французской системы правового регулирования несостоятельности базируется на утверждении, что целями законодательства о несостоятельности являются:

- во-первых, сохранение действующих предприятий;

- во-вторых, сохранение рабочих мест;

- в-третьих, удовлетворение требований кредиторов.

Германская система регулирования несостоятельности, до недавнего времени была представлена двумя законами (Konkursordnung – конкурсное производство 1877 г. и Vergleichsordnung – мировое соглашение 1935 г.). С 1999 г. – вступил в действие единый закон регулирования несостоятельности (Insolvenzordnung).

В германском законодательстве основное внимание уделяется защите имущественных интересов кредиторов, а не судьбе несостоятельного лица. В Insolvenzordnung не оказывается предпочтение деятельности должника по сравнению с продажей действующего предприятия другому субъекту или распродажей активов.

Традиционно в Германии законодательство о несостоятельности рассматривается как ответвление гражданской процедуры принудительного взыскания долга.

Все дела о несостоятельности начинаются открытием конкурсного производства. Должник отстраняется от руководства предприятием, назначается доверительный (конкурсный) управляющий. Переход к реабилитационной процедуре возможен только при наличии определенного уровня согласия кредиторов.

§ 2. Краткая характеристика современной нормативной базы

В современной планово-экономической литературе не существует единого общепризнанного понятия о нормативах и показателях, применительно к условиям рынка.

Рациональная структура общественного хозяйства в обозримый период не может быть создана стихийно, на основе одних лишь рыночных стимулов. Проблему не удалось решить ни одной стране СНГ. Льготное кредитование и дотации предотвращают банкротство нерентабельных предприятий и связанный с этим всплеск безработицы, но при этом сохраняют большое число неэффективных рабочих мест, а главное – разрушают стимулы к высокопроизводительному труду, обновлению производства и подбору умелых управляющих.

Основные черты псевдорыночной экономики характеризуются тем, что:

- деньги не являются всеобщим и главным платежным средством;

- свободная конкуренция на основных рынках отсутствует;

- прибыль не является целью деятельности. Более привлекательно присвоение стоимости приобретенных ранее за бесценок государственных основных активов;

- важнейшие виды ресурсов не имеют реальной рыночной оценки (земля, вода, лес, недвижимость и т.п.);

- не действует система экономической ответственности рыночных субъектов за исполнение контрактов, возврат долгов и наносимый партнерам ущерб;

- не действует рынок рабочей

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»