←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
сформи¬рована воздействием внешней среды, Душа сформирована воздействием бес¬сознательного и его качеств.
Итак Персона (Маска) — это приспособительная реакция, поведение в соот¬ветствии с внешними обстоятельствами. Персона — это видимый характер че¬ловека. Какова же его Душа, зачастую не знают не только окружающие, но и сам человек.
Но Душа, как правило, содержит всё то, чего лишена Маска. Например, внеш¬не жестокий, бесцеремонный и недоступный тиран внутренне очень несамос¬тоятелен, подвержен страхам и сомнениям. Или вдруг оказывается, что жен¬щина, в высокой степени женственная, обладает сильной волей и настойчиво¬стью.
Эта противоположность легко объяснима. И Душа, и Маска имеют как мужские, так и женские черты, и всё дело лишь в пропорциональности этих на¬чал.
Индивидуальная психология (Альфред Адлер).
«Научились ли вы радоваться препятствиям?»
Надпись на одном из тибетских храмов.
Индивидуальная психология оказала огромное влияние на психиатрию, психо¬логию и педагогику. Её обобщил австрийский психолог Альфред Адлер.
Адлер считал, что с детства каждый человек испытывает чувство собственной неполноценности, всю жизнь старается преодолеть свои слабости, чтобы, в конце концов, испытать чувство полноценности.
Стремление ощутить свою силу в одних случаях ведёт к стремлению к власти, в других — к стремлению достичь смутной конечной цели — «самосовершенс¬тва», а в третьих приводит к творчеству.
Другими словами, стремление к власти, к познанию, творчество являются процессами бессознательной компенсации чувства собственной неполноцен¬ности.
Для каждого человека важно ощутить собственную ценность, собственную ин¬дивидуальность. Как только человек начинает ощущать свою бесполезность для общества, чувство его неполноценности усиливается.
В детстве формированию чувства неполноценности способствуют следующие три фактора.
Дети, родившиеся с физическими недостатками, воспринимают их как жизнен¬ное препятствие. Свой стиль жизни они находят в маскировке этих недостатков.
Бессердечные дети. Они повсюду видят врагов и ведут себя так, словно нахо¬дятся во враждебном лагере.
Но, пожалуй, самую большую категорию составляют изнеженные дети. Когда им приходится становиться на собственные ноги, они чувствуют себя изгнан¬ными из рая. В последующей жизни им всегда недостаёт душевной теплоты и они никак не могут найти взаимопонимание с другими людьми.
Ошибки, допущенные в раннем возрасте и повлекшие за собой выраженное чувство собственной неполноценности, могут быть исправлены благодаря осознанию человеком последствий этих ошибок.
Чем больше у кого-либо выражено стремление к власти, тем менее у него раз¬вито чувство общественного долга. Тип людей, слишком много занимающихся собой и стремящихся к личной власти, чаще всего считает других людей свои¬ми врагами, желающими им только плохого. Всё человечество и его проблемы кажутся таким людям чужими и далёкими. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обременённые властью люди зачастую испытывают чувство собс¬твенной неполноценности.
Адлер также отвергает существование врождённых способностей. Он считает, что все большие человеческие достижения есть результат правильного обуче¬ния, упорства и соответствующих упражнений. Человек может достичь наи¬больших результатов не благодаря своим дарованиям, а благодаря постоянной упорной борьбе с возникающими на его пути трудностями. «Дайте мне дюжи¬ну нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гаранти¬рую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа—доктора, юриста, нищего или вора, безотноситель¬но к его таланту, склонностям, способностям, призванию», — говорит уже не Адлер, а бихевиорист Уотсон.
Гуманистический психоанализ (Эрих Фромм).
«Счастлив тот, кто живёт в гармонии с
собой. Разлад наступает тогда, когда вас
принуждают быть в гармонии с другими».
Оскар Уайльд
Эрих Фромм является одним из наиболее ярких представителей школы неоф¬рейдизма. Он считал, что в процессе развития человек приходит к индивиду¬ализации, то есть к обособлению, и в результате этого у него появляется чувс¬тво одиночества. Кроме того, у каждого человека также присутствует чувство неуверенности, ведь социальная система, навязывая ему свой ритм, превратила его в винтик.
Задачей психоанализа, считает Фромм, является выработка средств, с помощью которых человек избавляется от чувства безнадёжности.
Существуют следующие бессознательные механизмы избавления от этого чувства:
1. Стремление к господству или стремление к подчинению. Так, ребёнок, кото¬рого тиранил отец, может защитить себя, приспособив свою систему эмоций к беспрекословному повиновению. Став взрослым, он будет находить удоволь¬ствие в подчинении — жене, начальнику и так далее (мазохизм). Другой же ребёнок, восстав против отцовского авторитета, может найти удовольствие в разрушении, тирании, стремлении к господству (садизм).
2. Стремление к разрушению внешнего мира (деструктивизм) также является способом самоутверждения, бегства от собственного бессилия.
3. Человек начинает усваивать тот образец личности, который навязывает об¬щество. Он перестаёт быть личностью. Мысли заменяются псевдомыслями (автоматический конформизм).
Так как этот тип людей наиболее распространён, рассмотрим его поподробнее.
Стиль жизни, который большинство людей находит в современном обществе, — это принятие мышления и поведения, навязываемого окружающей средой. Человек становится таким, каким другие ожидают его видеть. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных: они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от неё.
Человеком, который уничтожил свою индивидуальность и стал автоматом, таким же, как и миллионы других автоматов вокруг него, не владеет больше чувство одиночества и тревоги. Однако цена этому — потеря самого себя.
Предполагается, что большинство из нас — индивидуумы, способные думать, чувствовать и действовать так, как нам нравится. Каждый искренне верит, что он — это он и что его мысли, чувства и желания — действительно его.
Когда кто-то говорит «я думаю», прежде всего мы оцениваем, верно или невер¬но то, что он думает, а не то, он ли думает. На следующем примере мы убедим¬ся, что выражение «я думаю» вовсе не означает, что думаю именно я, говорит Эрих Фромм.
Также формируется мнение основной массы людей об искусстве. Средний че¬ловек, который идёт в музей и видит картины, например, Рафаэля или Репина, оценивает их как прекрасные и впечатляющие. Но на самом деле у него нет внутреннего отклика на картину. Он считает её прекрасной, так как знает, что этого от него ожидают. Посещая театр или филармонию, он «восторгается» чу¬десной игрой.
Художники, музыканты, артисты зачастую искусственно создают себе имидж. Публикации хвалебных заказных статей в прессе, частые показы по телевиде¬нию — и подавляющему большинству людей этого достаточно, чтобы иметь «своё» положительное мнение о том-то и о том-то.
Всё, о чём мы говорили, является верным не только для мышления, но и для чувств и желаний. Большинство людей убеждены, что если они чего-то хотят, то они действительно хотят этого. Но это одна из самых больших иллю¬зий. Большинство наших желаний или решений не являются нашими собственными, а навязаны извне, и мы успешно себя убеждаем, что сами приняли эти решения, в то время как в действительности мы, движимые бес¬сознательным страхом и угрозами комфорту, только подчинились ожиданиям других.
Подмена подлинных актов мышления, чувств и желаний псевдоактами ведёт в конце концов к замене подлинной личности на псевдоличность. Таким образом:
Подлинное Я — это Я, которое является инициатором умственной актив¬ности.
Другими словами, это истинные мысли, эмоции, желания.
Псевдо Я — это роль, играемая человеком в соответствии с ожиданиями других людей, но играемая под именем подлинного Я.
Человек может играть много ролей и быть убеждённым, что он в каждой роли и есть он. В действительности во всех этих ролях он такой, каким, по его поня¬тиям, его ожидают увидеть, и у многих людей, если не у большинства, подлин¬ное Я полностью подавлено псевдо Я. Но зачастую то, что человек годами подавлял, и есть самое лучшее и ценное в этом человеке.
И задача психотерапевта объяснить всё это пациенту, найти вместе с ним и вос¬становить то, что утеряно, тем самым освободив пациента от внутренних кон¬фликтов, вызванных необходимостью приспосабливаться к окружающей среде.
Трансакционный анализ (Эрик Берн).
Трансакционный анализ не имеет никакого отношения к трансу. Наиболее по¬нятный перевод этого словосочетания — «анализ общения между людьми». Всё, что происходит между людьми, Берн называет трансакцией. Наиболее ти¬пичные из них — игры, удары, развлечения, ритуалы, уход, работа.
И если вы до сих пор об этом направлении ничего не слышали, то немедленно пойдите в библиотеку, возь¬мите и прочитайте две книги Эрика Берна: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Бихевиоризм
«Фрейдисты ошибаются. Невроз — это просто плохая привычка. Предметом психологии является не сознание, а поведение», — так в двух словах можно по¬яснить суть бихевиоризма. Отсюда и название: от английского слова bihaviour — поведение.
До бихевиоризма
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
|
|