Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Полиграфия /

Интеграционные процессы в мировом образовании

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


системы. Тенденции развития высшего образования влекут за собой как положительные, так и отрицательные последствия.

Расширение масштабов высшего образования ставит остро проблему качества обучения. Современное общество нуждается в высокообразованных и мобильных специалистах. И именно общество может и должно стимулировать качественное высшее образование, воздействуя на рынок труда молодых специалистов.

Остро стоит проблема финансирования растущих масштабов высшего образования. Рост числа студентов вынуждает многие учебные заведения сокращать затраты на модернизацию инфраструктуры, библиотечные фонды, международное сотрудничество, педагогические кадры.

Диверсификация высшего образования породила проблему его адекватности современным требованиям и качественных различий в разных типах учебных заведений. Для России эта проблема выражается в качественных различиях контингента студентов и преподавательского состава, а, следовательно, и уровня подготовки в государственных и некоммерческих вузах.

Интернационализация высшего образования, отвечающая растущей потребности в межкультурном взаимопонимании, вызванная глобальным характером современных средств коммуникации, потребительских рынков и т.д. является, безусловно, благоприятной тенденцией. Однако, мобильность студентов и преподавателей в условиях сильных различий экономического развития разных стран приводит к такой негативной тенденции, как “утечка умов”. Утрата квалифицированных человеческих ресурсов развивающимися странами и странами переходного периода вызвана не исключительно академической мобильностью, но и активизацией международной миграции, и тем, что развитые страны целенаправленно строят свою миграционную политику, предоставляют более выгодные условия.

Интеграция высшего образования в мировую систему — это объективный процесс, который не должен слепо развиваться. Мировая общественность может и должна видеть и анализировать его положительные и отрицательные стороны, принимать важные управленческие решения по его координации и коррекции. Важную роль в процессе развития международной интеграции высшего образования играют международное сотрудничество и такие международные организации, как ЮНЕСКО.

“Развитие международного сотрудничества”, — как отмечено в Программном документе ЮНЕСКО “Реформа и развитие высшего образования” (1995г.), — “является главной целью ЮНЕСКО и основной формой деятельности в сфере высшего образования”5.

Международное сотрудничество является мощным рычагом развития мировой системы высшего образования. Оно призвано решать ряд актуальных задач, таких как:

- соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;

- выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах;

- укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;

- совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;

- содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных фондов;

- координация деятельности образовательных учреждений в целях развития высшего образования;

- стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин “утечки умов”;

- поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

Международное сотрудничество меняет свои формы и виды деятельности, накапливая потенциал для решения триединой задачи: достижения такого уровня высшего образования, который соответствовал бы потребностям современного международного социума; выравнивания уровня национальных образовательных систем; подготовки квалифицированных кадров для национальной экономики. В этих условиях возрастает роль и значение международных организаций, фондов и программ в области образования и науки.

В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления. Подготовлены и приняты 7 конвенций по взаимному признанию документов об окончании средних учебных заведений, учебных курсов и периодов обучения, дипломов о высшем образовании, ученых степеней, создающих нормативную основу интеграционного процесса в сфере высшего образования ЕС.

Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество университетов, обмен преподавателями и студентами, в том числе при содействии созданных целевых наднациональных программ ЕС (СОМЕТТ, ЕRASMUS, LINGUA, SOCRATES др.).

В последние десятилетия активизировала международное сотрудничество в сфере высшего образования и Российская Федерация. В 1998— 2000 гг. Россия ратифицировала основополагающие конвенции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы. Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран, существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами.

Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными, зарубежными региональными и национальными организациями, фондами и программами: ЮНЕСКО, Институтом “Открытое общество” (фонд Сороса), ТЕМПУС/ТАСИС, ДААД, Всемирным банком, АЙРЕКС, ИНТАС, КАРНЕГИ, Британским Советом и др.

В принятой в октябре 2000 г. “Национальной доктрине образования в Российской Федерации” отмечено, что государство призвано обеспечить “интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций, активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ”6.

Причем важным условием интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство должно быть сохранение национального опыта, традиций, упрочение и развитие ее несомненных достоинств, к которым прежде всего, по мнению ректора МГУ академика В.А. Садовничего, относится “научность образования, его фундаментальность, его энциклопедичность”7.

Необходимо найти оптимальные варианты последовательной интеграции высшей школы России в мировую систему высшего образования, сохранить все ценное, что имеет российская высшая школа, в то же время осуществить, с учетом международного опыта, востребованные временем изменения, которые позволят обеспечить перспективы развития России в новом столетии.

2. Интеграция высшего образования и фундаментальной науки – один из путей интеграции образования в России.

Как известно, в настоящее время многие исследователи отмечают, что земная цивилизация переживает первую фазу глобальной катастрофы, отражающей происходящий в конце ХХ века кризис истории – истории классической, стихийной истории. Отражением кризиса истории является кризис образования. В то же время выживаемость человечества требует перехода к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта. Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году сформулировала необходимость перехода человечества к "модели устойчивого развития". При переходе к указанной модели резко возрастает роль образования как ведущего механизма воспроизводства общественного интеллекта. Управляемая социоприродная эволюция требует перехода к цивилизации образовательного общества, в котором образование распространяется на общество в целом. Становление образовательного общества – тенденция развития, формирующаяся в конце ХХ века, тенденция, связанная со становлением ведущей роли общественного интеллекта в развитии цивилизации. Поэтому управляемая социоприродная эволюция возможна при опережающем развитии качества человечества, качества общественного интеллекта, качества образовательных систем в обществе.

Предпосылки преодоления глобальной экологической катастрофы – это, как подчеркивается в материалах конференции ООН в Рио-де-Жанейро, – ряд коренных изменений в механизмах развития цивилизации. Их обобщенным результатом является появление быстроизменяющихся, наукоемких, образовательноемких экономик, в которых доля вклада науки и образования в национальный доход превышает 50%, достигая 60-70% и выше (США, Германия, Япония). Таким образом, образование становится ведущим механизмом воспроизводственных процессов экономик такого типа. Появившиеся в конце ХХ века наукоемкие, образовательноемкие, быстрореагирующие на всевозможные изменения экономики развитых стран – это прообраз экономики общественного интеллекта в цивилизации образовательного общества ХХI века.

Все эти изменения ведут по сути дела к образовательной революции, к превращению энергетической цивилизации ХХ века в цивилизацию общественного интеллекта, в цивилизацию образовательного общества, обеспечивающую устойчивое развитие человечества в форме управляемой социоприродной эволюции.

Формируется парадигма непрерывного образования. Образование становится формой существования человека, формой его жизни в складывающемся "мире изменений", позволяющей ему стать субъектом истории, поддерживать высокую профессиональную мобильность.

Важнейшей тенденцией образовательной революции является становление образования как основного механизма воспроизводства общественного интеллекта.

Все сказанное выше приводит к выводу о необходимости сотрудничества образования, в первую очередь, высшего и послевузовского профессионального, с фундаментальной наукой. Но во многих документах последних лет отмечается

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»