Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Полиграфия /

Интеграционные процессы в мировом образовании

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


отмечается, что одним из существенных недостатков в развитии научно-технического потенциала страны является разрыв между образованием и фундаментальной наукой, между академической и вузовской наукой. Это ведет к распылению средств, разобщенности ученых, к снижению качества образования и делает малодоступными для студентов и аспирантов лаборатории и уникальные установки институтов РАН и отраслевых академий. Из-за недостаточного финансирования снижена эффективность работы НИИ в крупнейших университетах и базовых кафедр в подразделениях РАН. В то же время реализация концепции непрерывного образования, улучшение информационного обеспечения науки и образования, весь комплекс вопросов, связанный с повышением качества образовательных систем в обществе требует формирования крупных учебно-научных комплексов. Поэтому вопрос об интеграции академической науки и высшего образования является актуальным.

Однако следует отметить, что необходимость сближения академической науки и высшего образования, их взаимодействия с целью экономического развития страны и совершенствования процесса подготовки специалистов осознавалась некоторыми вузами и подразделениями АН уже несколько десятилетий назад. Это полностью относится к Уральскому государственному университету и подразделениям АН нашего региона. Со времени появления первого на Урале академического института – Института физики металлов (1934г.), между ним и УрГУ установился тесный контакт как в области научных исследований, так и в области образования. Росло число академических учреждений, расширялись и крепли разнообразные и многочисленные связи между университетом и академическими институтами региона. В 70-80-х годах каждую пятилетку заключались Генеральные договоры "УрГУ-УНЦ АН СССР". Во второй половине 80-х годов сотрудничество продолжало развиваться, и Президиум АН СССР 6 февраля 1987 года, принимая постановление "Задачи и перспективы развития Уральского отделения АН СССР", записал (п.9), "Просить Минвуз СССР определить Уральскому государственному университету статус базового высшего учебного заведения по подготовке специалистов для научных учреждений Уральского отделения АН СССР". На основании этого постановления был издан приказ Минвуза РСФСР № 709 от 04.09.87 "О представлении Уральскому университету статуса базового вуза по подготовке кадров для УрО АН СССР" и в этом же году был заключен "Договор УрГУ и учреждений УрО АН СССР о целевой подготовке специалистов и ускорении научно-технического прогресса". В рамках договора был намечен ряд направлений сотрудничества как в области образования, начиная с работы со школьниками и кончая послевузовским образованием, так и в области научных исследований.

В 1988 году на основании совместного решения – приказа Президиума АН СССР и Госкомитета СССР по народному образованию были созданы 3 учебно-научных объединения, в т.ч. на базе УрО АН СССР и УрГУ. В "Положении об учебно-научном объединении", подписанном Президентом АН СССР Г.И.Марчуком и Председателем Госкомитета СССР по народному образованию Г.А.Ягодиным сказано, что главными задачами объединения являются: совместное проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; организация подготовки кадров для научных учреждений Отделения и наукоемких производств Урала; переподготовка и повышение квалификации научно-педагогических кадров, эффективное и рациональное использованием материальной базы Отделения и Университета для организации учебного процесса и научных исследований. Кроме того, УрГУ был определен головным вузом программы целевой интенсивной подготовки специалистов (ЦИПС) по разделу "Подготовка кадров для АН СССР". Таким образом, многолетнее и эффективное сотрудничество УрГУ и учреждений АН было отражено в ряде правительственных документов.

В настоящее время Уральский государственный университет сотрудничает с 15 институтами УрО РАН и многими организациями РАН, расположенными вне Уральского региона. Новый импульс развитию полезных взаимовыгодных контрактов с институтами РАН дала Федеральная целевая программа "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы". Объединив 4 вуза и 15 институтов УрО РАН для решения задач по подготовке высококвалифицированных специалистов, проведения научных исследований в области фундаментальных наук, трансформации результатов фундаментальных исследований в новые технологии, УрГУ вместе с этими вузами и академическими институтами подготовил проекты по всем открытым для финансирования разделам ФЦП "Интеграция". Все проекты получили поддержку совета Программы, что позволило нормально провести учебный процесс на ряде факультетов, совершенствовать структуру образовательных подразделений, повышать качество выпускаемых специалистов, сохранить достигнутый уровень в работе со школьниками. Так в прошлом году число филиалов кафедр УрГУ в институтах УрО РАН возросло с 8 до 16, число вузовско-академических лабораторий (лабораторий двойного подчинения) с 9 до 15. Создана кафедра параллельных компьютерных технологий УрГУ при Институте математики и механики (вторая в стране). На базе кафедры открыта специализация по параллельным компьютерным технологиям. Преподаватели и студенты получили доступ к новейшей супер-ЭВМ МВС-1000. Преподавателями на условиях штатного совместительства в УрГУ работают около 90 научных сотрудников УрО РАН, в том числе около 50 докторов наук и свыше 10 действительных членов и членов-корреспондентов РАН. Научные сотрудники читают лекции, руководят курсовыми и дипломными работами, обучают аспирантов. Значителен вклад ученых УрО в становлении магистратуры. Институты УрО являются базами практики; в прошлом году производственную практику в подразделениях УрО прошли около 15% студентов университета. Ряд институтов предоставляют студентам и аспирантам для пользования лабораторное оборудование, вычислительную технику, библиотеки. Научные сотрудники УрО являются авторами десятков учебных пособий и методических разработок, значителен также их вклад в организацию учебного процесса на ряде факультетов, в организации обучения по новым специальностям (например, экология, информационные системы). Интересен опыт математико-механического и физического факультетов, Институтов математики и механики и физики металлов по отбору лучших абитуриентов, формированию из них специальных групп, занимающихся по особым учебным планам. Предполагается, что эти студенты в будущем пополнят ряды научных сотрудников УрО. Университет и подразделения УрО ведут большую работу среди школьников, принимают участие в организации различных олимпиад, конкурсов, школ и т.п. Председателями Государственных экзаменационных комиссий и их членами являются сотрудники институтов УрО РАН.

Образец многолетнего, эффективного, многопланового сотрудничества подразделений университета и УрО – это математико-механический факультет УрГУ и Институт математики и механики УрО РАН.

В тоже время Уральский государственный университет вносит большой вклад в развитие УрО РАН. Ежегодно десятки лучших выпускников идут (а особенно шли в предыдущие годы) в институты УрО. В некоторых институтах до 75% научных сотрудников – выпускники университета (например, в ИММ УрО РАН). Это подтверждает отзыв Президиума УрО РАН, данный в связи с аттестацией УрГУ, в котором отмечается не только высокий уровень подготовки выпускников, но и то, что именно университет является главным поставщиком высококвалифицированных кадров для УрО РАН. Среди выпускников УрГУ не только директора институтов, руководители структурных подразделений, но и нынешний президент РАН академик Ю.С.Осипов. В области научной работы практически каждый факультет университета имеет в качестве партнеров 1-2 института УрО РАН, с которыми очень тесное научное сотрудничество продолжается уже в течении многих десятилетий. Основные научные школы, сложившиеся на Урале, представлены как учеными из УрО РАН так и из Уральского университета. Среди них получившие широкое международное признания школы по математической теории управления, по магнетизму и физике твердого тела, химии твердого тела, физиологии растений, археологии, истории философии. Фактически все научные темы, особенно в области естественных наук, разрабатываются в тесном контакте с академическими институтами.

Последние годы, в связи с появлением системы грантов на научные исследования, ученые университета и УрО РАН представляют проекты на совместные исследования и, как правило, получают финансирование по этим проектам. Практически все докторские диссертации в области естественных наук в университете подготовлены по совместным исследованиям.

Специализированные ученые советы по защитам диссертаций независимо от того, где они базируются, включают в свой состав как ученых УрО РАН, так и ученых университета. Проблемные советы по направлениям наук, работающие при Президиуме Уральского отделения РАН, включает в свой состав представителей Уральского государственного университета. Итогом многолетних работ являются совместно написанные монографии и учебные пособия.

Ученые Уральского университета активно и плодотворно сотрудничают и с академическими институтами других городов, и, прежде всего, с институтами Москвы и Санкт-Петербурга. Особенно это относится к тем направлениям научно-исследовательской работы, которые не представлены в Уральском отделении РАН. В первую очередь – это астрономия и филологические исследования.

В состав Уральского государственного университета входит самая восточная в Европе астрономическая обсерватория, на физическом факультете идет подготовка специалистов на отделении астрономогеодезии. С самого начала образования кафедры и создания обсерватории подготовка специалистов и научные исследования велись в тесном контакте с подразделениями РАН, в частности, с Институтом астрономии РАН, многие сотрудники которого являются выпускниками Уральского государственного университета. В свою очередь, большое число университетских

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»