Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Радиоэлектроника /

HDTV - телевидение высокой четкости

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


масштабе времени. Эти размеры также должны быть согласованы с принятой структурой дискретизации ТВ кадра. Обычно, они в 4 раза больше размеров отдельного макроблока. Иными словами, размеры зоны поиска - это 64 х 64. Таким образом, в ТВ кадре создается 576/64 = 9 зон поиска по вертикали и 704/64 = 11 зон по горизонтали.

К примеру, надо определить координаты движения при предсказании вперед, Для этого берется макроблок отсчетов первого кадра и ищется его новое положение в зоне поиска второго кадра, вычисляются межкадровые разности отсчетов. Положение макроблока, при котором суммарное значение модулей межкадровых разностей макроблока получается наименьшим, принимается за его реальное перемещение, после чего координаты вектора движения рассчитываются как смещение макроблока по вертикали и горизонтали относительно его начального положения.

Дискретно-косинусное преобразование

Это преобразование выполняется поблочно, для чего ТВ изображение разбивается на блоки. Каждый блок - квадратная матрица. Ее размеры: 8 отсчетов (строк) по вертикали и 8 отсчетов по горизонтали. Таким образом, матрица содержит 8 х 8 = 64 отсчета ТВ сигнала. Она называется сигнальной матрицей. При этом в ТВ кадре создается : 576/8 = 72 зоны по вертикали и 704/8 = 88 зон по горизонтали, что в общей сложности дает: 72 х 88 = 6336 блоков, подлежащих дискретно-косинусному преобразованию (ДКП) в реальном масштабе времени. В результате ДКП исходная сигнальная матрица 8 х 8 = 64 ТВ отсчетов преобразуется в матрицу частотных коэффициентов ДКП такого же размера 8 х 8 = 64.

Поскольку положение ТВ отсчетов сигнальной матрицы определяется двумя координатами, то частотные коэффициенты (С) матрицы ДКП являются функциями этих двух переменных и обозначаются двузначными номерами. Отметим , что матрица частотных коэффициентов ДКП уже не имеет прямой геометрической связи с положением отсчетов ТВ сигнала на ТВ растре, а представляет собой только удобную форму математической записи, при которой частотные коэффициенты ДКП можно трактовать как двумерный спектр ТВ изображения в горизонтальном и вертикальном направлениях ТВ кадра.

Спектр ДКП имеет очень важную, если ее оценивать с позиций компрессии видеоданных, особенность: основная энергия частотных составляющих этого спектра концентрируется в небольшой области около нулевых частот. Амплитуда высокочастотных составляющих или мала, или просто равна нулю. На этом и строится вся игра. Передаче подлежат только те частотные коэффициенты матрицы ДКП, величины которых превышают принятые пороговые значения. Коэффициенты ниже порогового значения считаются нулевыми.

Введение пороговой (нелинейной) обработки, строго говоря, ведет к потерям информации и, соответственно, к снижению качества восстановленного в декодере ТВ изображения. Однако, при разумном выборе величины порога это ухудшение окажется практически незаметным или же допустимым.

Следует отметить, что при кодировании динамический интервал коэффициентов ДКП возрастает в 8 раз. Так, при уровневом кодировании видеосигнала 8 бит его динамический интервал 0 - 255 дискретных уровней. При этом динамический интервал коэффициентов спектра ДКП составит от 0 до 2040 и от -1020 до +1020 дискретных уровней для коэффициентов постоянной и переменных составляющих ДКП, соответственно.

Кодирование коэффициентов ДКП в таком широком динамическом интервале потребует в последующих узлах кодера перехода от 8 битового к 11-битовому коду. Чтобы избежать этого, после ДКП производится масштабирование (сжатие) динамического интервала сигналов коэффициентов ДКП за счет увеличения шага квантования в 8 раз. Эта операция сводится к делению полученных в матрице значений коэффициентов ДКП на 8. Результат деления затем округляется до ближайших целых значений уровней новой шкалы квантования. Так, например, если исходное значение коэффициента ДКП было 22, то после деления на 8 и округления до ближайшего целого значения (22/8 = 2.75) новое значение будет 3. При этом новый динамический интервал составит от -255 до +255 дискретных уровней.

После выравнивания динамического диапазона коэффициенты ДКП подвергаются взвешенному квантованию для сокращения избыточности в высокочастотной области. Надо заметить, что чувствительность глаз здесь наименьшая. Точность кодирования зависит от шага квантования. Он выбирается разным для разных коэффициентов матрицы ДКП, его масштаб в процессе кодирования может меняться от 1 до 31.

Коэффициент, соответствующий постоянной составляющей ТВ сигнала, кодируется с использованием 10 бит, потому что при более грубом квантовании соседние блоки начинают отличаться по яркости. На экране они проявляются в виде шахматной структуры.

Последний алгоритм сокращения избыточности связан с кодами переменной длительности. При этом те коэффициенты ДКП, которые повторяются наиболее часто, кодируются короткими кодовыми комбинациями, а редкие значения коэффициентов - более длинными. Отметим, что в стандартах MPEG-2 и MPEG-1 применяются схожие алгоритмы сжатия видеоданных. Поэтому более подробные сведения по этому вопросу можно найти в статье "Стандарт MPEG", опубликованной в 625, N6, 1996 г.

Профессиональный профиль стандарта MPEG-2

С позиций видеопроизводства самым серьезным недостатком рассмотренных выше алгоритмов кодирования является отсутствие простых способов монтажа ТВ программ из типовых групп I, P и В кадров. Монтаж новой ТВ программы может выполняться только законченными группами из I, Р и В кадров других ТВ программ. Поэтому точность монтажа для типовых кодеров MPEG-2 составляет 12 или 15 ТВ кадров, т. е. 0,48 или 0,6 с. Такая временная точность стыковки сюжетов разных ТВ программ считается недостаточной. Напомню, что в аналоговом телевидении точность монтажа равна одному кадру (или по времени 40 мс). Для устранения этой неприятной ситуации было предложено ввести в стандарт MPEG-2 новый профиль, который был назван профессиональным или студийным (монтажным) профилем. В этом профиле используются только I кадры. По сути речь идет о внутрикадровой компрессии, близкой к JPEG. В итоге достигается точность монтажа ТВ программ в один кадр. При этом эффективность кодирования заметно снижена, а скорость передачи видеоданных I кадров возросла до 50 Мбит/с.

Зависимость качества ТВ изображений от скорости передачи видеоданных для основного профиля (кривые 1 и 2) и разных вариантов профессионального профиля (кривые 3, 4 и 5) при кодировании по стандарту MPEG-2 показаны на рис.2. При использовании низкого уровня (288 активных строк в кадре) и основного профиля (I, Р и В кадры) лучшее качество ТВ изображения достигается при скорости передачи видеоданных менее 3,5 Мбит/с - это зона I, кривая 1 на рис. 2.

Для основного уровня (576 активных строк в кадре) и основного профиля (I, Р и В кадры) - наилучшее качество ТВ изображения получается при скорости передачи видеоданных в интервале от 3,5 до 15 Мбит/с - зона, кривая 2, рис. 2.

Рис.2 Качество ТВ изображений при кодировании по стандарту

MPEG-2: I,P,B кадры, основной профиль, низкий уровень -1 и

высокий - 2, професиональный профиль и низкий уровень -3;

I,B кадры, профессиональный (4:2:2) профиль и основной

уровень - 4; только I кадры, профессиональный (4:2:2) профиль

и основной уровень - 5. Зоны высокого качества ТВ изображения:

основной профиль, низкий уровень - I и высокий II;

профессиональный (4:2:2) профиль и сновной уровень III

Изменение качества ТВ изображения для профессионального профиля в зависимости от скорости передачи видеоданных характеризуются кривой 5 (используются только I кадры), кривой 4 (I и В кадры) и кривой 3 (I, Р и В кадры).

Отметим, что параметры профессионального профиля окончательно еще не выбраны, ведутся работы по их оптимизации и стандартизации.

Список литературы:

1. Дин Мермелл «Секреты HDTV»

2. Вячеслав Саввов «Телевидение высокой четкости»

3. Константин Гласман «Методы передачи данных в цифровом телевидении»

4. Лев Севальнев «Международный стандарт кодирования с информационным сжатием MPEG-2»


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»